Аякучо – малонаселённый перуанский
департамент, расположенный в центре страны высоко в Андских горах с небольшим
заходом в зону влажных тропических лесов. Регион был освоен человеком много
тысяч лет назад. Сначала его занимали первобытные группы, следы пребывания
которых находят в пещерах, затем появились цивилизации Вари, Чанка и Инков. Современное
население департамента занимается, в основном, в горнодобывающей отрасли, а
также в сельском хозяйстве, государственных услугах, торговле и туризме. Есть в
Аякучо и прекрасные ремесленники, мастерство и талант которых принесли столице
региона, одноимённому городу Аякучо, славу «ремесленной столицы Перу».
 |
Алтарь Аякучо |
 |
Ретабло |
Ассортимент ремесленных изделий из
Аякучо чрезвычайно велик. Их обзор нужно начать с «ретабло аякучано», одного из
самых репрезентативных видов продукции местных резчиков по дереву. «Ретабло» (лат. retro tabula) означает «за алтарём», из чего следует,
что данное искусство зародилось в колониальную эпоху, когда испанцы принесли в
андский мир свои обычаи и католическую религию. У верующих Испании есть
традиция иметь маленькие переносные алтари со сценами Рождества, которые можно
взять с собой в дорогу. В Перу это очень прижилось, однако сейчас ретабло имеют
не только библейские сцены, но и самые разнообразные сюжеты. Они состоят из
деревянного расписного ящика, вырезанного, как правило, из кедра без каких-либо
стандартов по размерам. К ящику крепятся дверцы на тонких кожаных ремешках.
Внутри на одной или нескольких полках размещаются фигурки, сделанные из пасты
на основе гипса и картофельного крахмала. Эти фигурки могут изображать святых,
крестьян, музыкантов и даже политиков.
 |
Пьедра-де-Уаманга |
 |
Пьедра-де-Уаманга |
Большое значение среди ремёсел Аякучо
имеет резьба по камню. «Пьедра-де-Уаманга» – разновидность алебастра, который
добывается в нескольких округах провинции Кангальо. Это геологическое
образование вулканического происхождения, белого цвета, иногда серого с чёрными
вкраплениями, в поделках достаточно хрупкое. В доколумбовые времена,
по-видимому, индейские мастера им не занимались, а в колониальный период из
него начали вырезать фигурки Младенца Иисуса, из-за чего камень на языке кечуа
получил название «камень ребёнка». В XVII веке из алебастра
Аякучо уже делали большие скульптуры, работая только ножом, смоченным в воде, а
в наше время промысел эволюционировал до производства самых разных изделий,
сувениров и декоративных предметов.
 |
Керамика из Киноа |
 |
Керамика |
Округ Кинуа в провинции Уаманга –
признанный центр производства керамики, объявленной Министерством культуры Перу
наследием нации «за передачу мировоззрения, историческую память и устные
традиции населения». Город Кинуа расположен на высоте 3280 метров в месте,
некогда бывшем одним из центров культуры Вари, у которой гончарное дело было
достаточно развитым. Инки, а затем и европейцы, внесли свой художественный
вклад в развитие этого промысла, и уже в начале XX
столетия Кинуа зарекомендовал себя как гончарный центр с утилитарным,
церемониальным и декоративным производством. Вокруг города есть около 30
глиняных карьеров, где гончары добывают сырьё с помощью кирки и лопаты. Взвалив
мешки с глиной на спины, ослов или тележки, они идут в мастерские, чтобы
подготовить материал. Обычно глину смешивают с водой и кремнезёмом для придания
ей прочности, располагая смесь на воловьей шкуре и вымешивая её ногами, а затем
полученную пасту мацерируют, то есть, выдерживают в течение длительного времени
в камере, защищённой от непогоды. Из готовой пасты производят посуду, различные
статуэтки и фигурки, миниатюрные храмы, алтари и многое другое, окрашивая и
полируя изделия на завершающем этапе. Обжиг происходит в цилиндрических
саманных печах в течение пяти-шести часов при 900°С на древесине эвкалипта и
чамисо (Adenostoma fasciculatum).
 |
Выставка текстиля из Аякучо в Лиме |
К другим важным
ремёслам департамента Аякучо относятся, без сомнения, текстильные промыслы –
прядение шерсти альпак, лам и овец, ткачество и производство пончо и ковров,
вязание и вышивка. Кроме того, в регионе распространены обработка серебра и
филигрань, доинкская резьба по скорлупе плодов калебасового дерева и
изготовление изящных сосудов, столярные работы, изготовление карнавальных масок
и художественная ковка из жести.
Комментарии
Отправить комментарий