Сеноты и лагуны, тихие пляжи и мангровые заросли, городская колониальная архитектура и затонувшие испанские галеоны – всё это объекты туристической привлекательности штата Кампече, уникального мексиканского региона, в котором каждый уголок дышит историей и пронизан атмосферой древней цивилизации майя, оставившей на полуострове Юкатан богатейшее фольклорное наследие.
Традиции
Дня Мёртвых особенно сильны в северном муниципалитете Хесельчакан и маленьком
городке Помуч, известность которым принесли не только близлежащие руины Шкочак,
но и сохранившиеся до наших дней удивительные ритуалы майянского культа смерти.
До сих пор здесь жив обычай Ханал Пишан – извлечение костей умерших, их
промывание и восстановление лиц.
![]() |
Традиционное приготовление пибипольо |
Майя
верили, что раз в год в период с 31 октября по 2 ноября души умерших
родственников возвращаются из вечного путешествия домой. Для них готовили
ритуальную пищу и обозначали её словами Ханал Пишан. Каждый день имел своё
название: детский – Мехен Пишан, взрослый – Нохоч Пишан, всеобщее посещение кладбища
– Ханал Пишанооб.
![]() |
Вариант пибипольо |
Сейчас
подготовка ко Дню Мёртвых начинается заранее с летней посадки бархатцев. По
поверьям эти цветы помогают душам найти путь домой, поэтому ими украшают
домашние алтари и кладбища. Для алтарей также вышивают скатерти, чтобы застелить
ими столы, на которых будут установлены свечи, фотографии усопших, цветы,
игрушки и ритуальная пища. Из традиционных кушаний обычно присутствуют атоле,
танчукуа, посоле и пибипольо, которое, как правило, готовят в специальном
углублении в земле из кукурузного теста и куриного мяса.
![]() |
Помуч: на кладбище в День Мёртвых |
![]() |
Помуч. День Мёртвых |
Как и в
других местах Мексики, в Кампече выпекают к празднику ритуальный хлеб и готовят
сахарные черепа, однако в городе Помуч в праздничный период можно увидеть
черепа настоящие. После падения Чичен-Ица у жителей общины Тошпомуч появился
обряд, заключавшийся в раскапывании могил и омовении костей близких. Это было
знаком того, что человека до сих пор помнят и любят, и даже Католическая
Церковь не смогла искоренить новую традицию и противостоять языческим богам
смерти. Таким образом, этот обряд продолжает существовать. Перед его
осуществлением женщины расшивают яркими узорами и инициалами умершего покрывала,
которые должны служить ему новой одеждой. 2 ноября, если с момента смерти
прошло уже более трёх лет, из могил извлекают останки, перемывают и укладывают
на подготовленное покрывало в небольшой ящик, который будет помещён в общей
кладбищенской стене. Для местного населения этот обряд очень важен, как и
собрать всю семью за столом на ужин, так как в противном случае душа близкого
усопшего больше никогда не вернётся
Комментарии
Отправить комментарий