Фольклор штата Кинтана-Роо


Штат Кинтана-Роо, граничащий с Белизом и штатами Юкатаном и Кампече, – один из наиболее посещаемых регионов полуострова Юкатан и всей Мексики. Предки майя поселились здесь более 5000 лет назад, и памятники их культуры составляют бесценный вклад во всемирное наследие человечества наравне с древним языческим представлением о мироздании, гастрономией и фольклором. Народные праздники штата не обходятся без танцев, быстрых, ритмичных и завораживающих, отражающих исторический путь его жителей.

Мексиканский фольклор

Танец Голова Свиньи, или
Танец С Лентами

По всей территории Кинтана-Роо распространён танец Голова Свиньи (Cabeza de Cochino) – его обычно исполняют во время государственных праздников, и самые зрелищные танцевальные шоу можно видеть в столице штата, городе Четумаль. Как и большинство мексиканских танцев, его отличают красочные костюмы участников, мужчин и женщин, – белые одежды, расшитые разноцветными растительными орнаментами, и красные шарфы. Однако в былые времена, когда танец был ритуалом, его исполняла просящая милостыню пара, наряд которой состоял из набедренной повязки и головного убора в виде рогов у мужчины и грубого платья у женщины. Эта пара несла богато украшенную голову убитого животного в богатый дом, и её сопровождало шествие из веселящихся шутов. Обычно этим животным был олень, но с появлением христианства и испанских обычаев его заменили свиньёй. В наши дни этот традиционный элемент превратился в фигуру из папье-маше, исчезла главная пара исполнителей, а танец стал исполняться возле шеста с разноцветными лентами под религиозную региональную музыку.

Пасакалье, также пассакалья (Pasacalle), – музыкальная форма шествия с живым ритмом, история которой восходит к XVII веку и испанским и итальянским традициям странствующих музыкантов. В Кинтана-Роо она несколько медленнее, чем индейские коренные мотивы, и исполняется в парах мужчин и женщин, одетых в региональные костюмы. Из других танцевальных форм популярны театральные постановки Чиклерос (Chicleros) и сапатеадо – Харана и Самбай-Мачо (Jarana, Sambay Macho).

Индейские легенды

Алуши

Майя, жившие на земле Кинтана-Роо, верили в существование крошечных существ, алушей, которые походили на гномов, эльфов или карликов, – невидимые духи, обитающие в пещерах, полях, камнях и лесах и принимающие иногда человеческий облик, чтобы напугать людей, украсть скот или детей. Они растут ночью при луне из глины, и вся их жизнь – непрерывная игра, они любят плескаться в воде, бегать по полям, всегда улыбаются и смущают людей своими выходками. Согласно легендам, алуши старше народа майя, и это они выстроили большие майянские города, работая очень быстро в темноте при лунном свете, пока не вышло солнце. Когда же солнце появилось, эльфы окаменели, поэтому их можно видеть в каменной резьбе древних пирамид.

Индейские легенды

Дом алушей

Крестьяне Кинтана-Роо верят в то, что можно услышать звук, похожий на свист, идущий с гор, который издают эти эльфы. Свист означает, что духу нужно предложить что-то съесть и выпить. Традиционно это посоль, густой напиток из какао и кукурузы, мёд, а также сигареты. Когда фермеры начинают полевые работы, им необходимо завлечь алушей, чтобы те защищали поля от воров, хищников, вредителей и злых ветров, поэтому для них строятся домики. По истечении семи лет домик нужно запереть вместе с алушем, иначе он выйдет и начнёт озорничать и совершать всякие проделки.

Церемония приношения жертвы алушам для защиты полей включает несколько этапов. Священнослужитель должен заколоть жертвенную птицу – индеек, куриц и петухов, а затем приготовить двенадцать чаш напитка сака и одну с бальче. Далее с мольбами готовится специальный кукурузный хлеб «сапос», который заворачивается в банановые листья. Приготовленная пища распределяется по большим сосудам и начинается основная церемония, в которой женщины не участвуют, поскольку могут осквернить ритуал «грязным» воздухом менструации. Участники церемонии молятся богам предков, а затем продукты раздаются всем, кто просит, независимо от социального статуса.

Индейские легенды

Дом алушей под мостом
Канкун-Нисак

Современные потомки майя иногда рассказывают, как алуши мешали строительству моста Канкун-Нисук, ведущего в международный аэропорт. Этот мост строился в 1990 году, и на разных этапах архитекторы и строители сталкивались с множеством проблем, начиная от получения разрешения на строительство. Когда велись первые работы, часто пропадали инструменты, а затем незавершённая конструкция упала и развалилась. Один из рабочих решил, что надо получить разрешение от алушей, поэтому было проведена специальная церемония, за возведением моста наблюдал майянский священнослужитель, который настоял на постройке небольшой пирамиды с алтарём под мостом. Строительство завершилось в 1991 году, и до сих пор под мостом можно видеть миниатюрную пирамиду.

Основные праздники и мероприятия  в штате Кинтана-Роо:


Мексиканский праздник мертвых

День Мёртвых

в течение всего января – «Плавание с рыбой-парусником» на Исла-Мухерес;
16-22 января – Санта-Инес;
плавающие даты в феврале – Карнавал (разные города и курорты штата);
вторая половина марта – Экспомор, выставки-ярмарки в муниципалитете Хосе Мария Морелос;
вторая половина апреля – Кинофестиваль Ривьеры Майя;
последняя неделя апреля – выставка-ярмарка Санта-Крус-де-Сабан;
29 апреля–3 мая – Праздник Крестов;
1, 2 и 3 мая – Церемония Говорящего Креста;
первая неделя мая – рыболовный турнир в Маауале;
3-16 мая – Дева Мария Фатимы;
вторая неделя мая – мексиканское родео;
30 июня – память войны каст;
16 июля – Дева Мария Кармен;
26 июля – Сан-Хоакин;
июль и август – приход китов к берегам штата;
первая половина сентября – Дева Мария Милосердная;
вторая половина октября – Экспофер, выставки-ярмарки в Четумале;
30 октября-2 ноября – День Мёртвых, Фестиваль Жизни и Смерти;
10-19 ноября – Фестиваль Карибской Культуры;
1-8 декабря – Непорочное Зачатие Богородицы;
второе воскресенье декабря – Ночной Марафон Канкуна.

Комментарии