Фольклор штата Наярит

Фольклор мексиканского штата Наярит
Кора
    Название штата Наярит, западного мексиканского региона, располагающегося на побережье Тихого океана между Халиско, Сакатекасом, Дуранго и Синалолой, обязано имени одного из вождей коренной этнической группы кора, которое звучало как Найе, Наяр или Наярит – солнечный божий сын. Кора проживали в королевстве Уасика, основанном около 1450 года и долгое время сопротивлявшемся конкистадорам. Вместе с этой группой королевство населяли учиоли, тепеуаны, тепик и другие, оставившие потомкам интереснейшие фольклорные традиции.

Мексиканские легенды об огне
Мексиканский опоссум
    Кора рассказывают, что в давние времена люди не знали об огне и питались только сырыми продуктами. Мудрейшие старейшины собрались, чтобы просить богов дать им недостающий элемент для получения пищи и тепла. Во время медитации они заметили огненный солнечный шар, упавший в море, и тогда стали вызывать храбрецов из народа и животных принести огонь из океанских глубин. В первой группе искавших было пять мужчин, которые дошли до вершины горы, но увидели, что солнце встаёт на значительном расстоянии от них. Они шли дальше, но на следующий день произошло то же самое, и после пятой горы мужчины решили вернуться домой. Старейшины снова начали медитировать, был среди них и Йаушу, Мудрый Опоссум. Он сказал, что видел на востоке красный свет, и пошёл искать его. Шёл Йаушу четыре дня без пищи и воды, а на пятый увидел пещеру, в которой у входа был разведён большой костёр. Возле огня сидел старик, высокий, седовласый, с невероятно яркими глазами, смотрящими на пламя в задумчивости. Время от времени старец подбрасывал дрова в огонь, от которого Йаушу стало жарко, и он понял, что пламя – это опасно. Хозяин пещеры спросил пришедшего, что ему нужно. Опоссум ответил, что искал воду для своего селения, и попросил разрешения провести ночь в пещере. Старик согласился с условием ничего не трогать. Тогда Йаушу поделился с ним своим пиньолом из какао, который тот брызнул в костёр, плеснул за плечо, а остаток выпил. Когда старец заснул, Опоссум схватил уголёк из костра кончиком хвоста и бросился бежать к дому. Отбежав достаточно далеко, он столкнулся лицом к лицу со стариком, который пообещал убить его за воровство. Разгневанный старец схватил Опоссума за шиворот, тряс его, бил, наступал ногами на одежды до тех пор, пока не подумал, что тот умер. Йаушу скатился с горы к домам своего селения весь в крови, но перед тем как умереть, он передал старейшинам уголёк. Так люди получили огонь, а все опоссумы имеют голый, словно опалённый, хвост.

Легенды о реках в Мексике
Мололоа
До прихода испанцев в долине Мататипак правил касик Тригомиль, у которого была красивая дочь, принцесса Мололоа. Её красота была такова, что из разных земель приходили мужчины просить её руки, но девушка была влюблена в молодого воина Тепетля, юношу благородных чувств и быстрого ума. Однажды воин по имени Сангангуэй спросил у касика разрешения повидаться с его дочерью, и тот позволил свидание. При встрече Мололоа объяснила Сангангуэю, что не может ответить взаимностью. Тогда воин ответил, что принцесса будет его женой даже против собственной воли, и ему придётся убить Тепетля. Девушка возненавидела заносчивого воина за жестокость и неуважение к желаниям людей. Вскоре разнёсся слух, что принцесса выходит замуж за Тепетля. Сангангуэй, услышав это, в гневе поклялся разрушить брачный союз. Он пробрался в спальню Мололоа и унёс её. Тепетль нашёл похитителя через несколько дней, и между двумя воинами началась битва. Ярость Сангангуэя была так велика, что его глаза извергали огонь и дым. Тепетль уворачивался и метал в противника камни, которые под действием огня плавились и превращались в гору. Вся долина Мататипак была окутана дымом этой горы, внутри которой бушевал Сангангуэй. Тепетль тщетно искал Мололоа – вокруг было всё покрыто пеплом. Тогда он начал собирать камни, чтобы с высоты сложенного холма увидеть свою невесту. Его умирающий противник в последний раз выдохнул пламя, превратив Тепетля в то, что сейчас известно как Серро-де-Сан-Хуан. Принцесса была свидетельницей этой трагедии, и её слёзы образовали реку кристальной чистоты – Мололоа, одну из самых больших в Наярите.

Народные танцы в мексиканском штате Наярит
Харабе наярита
    Музыкальная и танцевальная культура Наярита имеет много общего с соседним штатом Халиско. Из народных композиций наибольшее значение здесь имеет харабе наярита (jarabe nayarita), исполняемое парой из мужчины и женщины на сцене под аккомпанемент мариачи, который состоит из таких инструментов как гитаррон, скрипка, виуэла и гитара. Многие танцы региона представляют мужское умение обращаться с ножом и мачете, поскольку являются орудием труда и оружием для личной защиты – их называют поторрикос (sones potorricos), и они противопоставляют мужскую грубость женской деликатности и кокетливости. К ним относятся дьявол (El diablo), коамекате (El coamecate), быки (Los bules) и негритос (Los negritos). Музыка коренных народов штата отличаются простотой и возможностью использования в церемониальных обрядах. Для её исполнения индейцы используют инструменты смешанного происхождения, из которых можно назвать канари и шавери, скрипки, виуэлы и контрабасы, а также собственные тростниковые флейты, погремушки и барабаны. В восточной части штата у народа кора распространён танец тарима (sones de tarima), состоящий в ритмичном отбивании ступнями под пение и музыку скрипок, гитар и тунамачи – инструмента из сухой полой тыквы.

Основные праздники штата Наярит:

1 января – Новый Год,

2 февраля – Дева Мария Канделария, фиесты Тальпа,

3 февраля – ярмарка Сан-Блас

плавающие даты в феврале-марте за 2 недели до Святой Недели – международная регата Баия-де-Бандерас,

плавающие даты в марте-апреле – Святая Неделя,

3 мая – Санта-Крус,

5 мая – Сан-Исидоро-Лабрадор,

15 июня – фестиваль Сан-Антонио,

25 июня – фестиваль Сантьяго,

середина августа – Кукурузная ярмарка,

25 декабря – Рождество.

Комментарии