Фольклор департамента Пуно

Перуанские танцы
    Не секрет, что в Перу есть множество городов, селений и областей, привлекательных для путешественников всех мастей. Пуно – один из высокогорных регионов на перуанском юге, который поражает гостей не только природными и историческими достопримечательностями, но и удивительно богатым фольклором, представленным в легендах инков, традициях аймара и кечуа и десятках различных танцев. С танцевальными обычаями лучше всего знакомиться на праздниках, как католических в честь святых покровителей, так и народных, вышедших из местных языческих обрядов.

Всего в Пуно зарегистрировано более 350 танцев, характеристики которых можно объединить в несколько музыкальных жанров. В одной статье невозможно рассказать о каждом из них, поэтому рассмотрим наиболее типичные и известные:

Льямадера (Llamadera) – танец, распространённый по всему Альтиплано среди скотоводов и погонщиков лам, которые перевозят грузы. Традиционно его исполняют мужчины, держа в одной руке фигурку ламы, а в другой – миниатюрную плётку;

Льямеритос (Llameritos) – фольклорное наследие перуанской нации, рождественский и новогодний танец, интерпретирующий поклонение пастухов новорожденному Иисусу;

Пинкильяда (Pinquillada) – танец кечуа, посвящённый цветам и фруктам, появляющимся в после сезона дождей и исполняемый под музыку пинкильо, вертикальной флейты;

Сикурис (Sicuris) – церемониальный танцевально-музыкальный жанр аймара, появившийся в инкскую эпоху, для которого используются самые древние музыкальный инструменты Анд: сику и барабаны;

Мальку-Кондорири (Mallku Condoriri) – «танец сидящего кондора», духа Анд, который по поверьям аймара уносит души в потусторонний мир; по этой причине танец символизирует тайны жизни и смерти;

Перуанские танцы

    диаблады
– религиозные танцы и совершенные хореографические шоу в духе деревенского балета, посвящённые злым духам или дьяволу.

Перуанские легенды

    Пуно называют фольклорной перуанской столицей не только за танцевальные традиции, но и за устное народное творчество, истоками которого являются мифы коренных народов высокогорья и джунглей. Без сомнения, самой известной историей является рассказ о Манко-Капаке и Маме-Окльо и о происхождении первых двух инков из пены озера Титикака. О появлении самого озера Титикака говорят, что много столетий назад на его месте было процветающее селение. Однажды в деревню вошла незнакомка с кувшином в руках и попросилась на ночлег, но ей везде отказывали, и только в одном доме разрешили остаться на ночь, не предложив ни постель, ни еду. После такой ночи женщина чувствовала себя очень уставшей и не могла продолжать путь с ношей, поэтому она попросила хозяина оставить кувшин в доме, но не снимать крышку, и ушла. Любопытство жителей всего селения взяло вверх, и они открыли кувшин, из которого хлынул мощный поток воды, затопивший всё вокруг и не оставивший ни малейшего шанса на спасение. Об озере говорят также, что в «плохие времена» затопленное селение показывается на дне, а ещё в его водах живёт гигантский злой демон Кота Анчачо, которому надо приносить жертву.

Перуанские легенды

Амантани

В регионе есть много поучительных рассказов, напоминающих о годовом природном цикле, о том, что полученный урожай надо беречь до следующего года, о человеческих пороках и добродетелях. Как правило, главными героями этих сказок являются трудолюбивые и ленивые животные. Интересно, что часто положительным действующим лицом становится мышонок, а отрицательным – лисица. Например, в одной из сказок лиса попадает на небо, где чувствует голод, и её дают зёрнышко красной киноа, чтобы сварить традиционное в Андах блюдо – масаморру. Хитрая лиса, подумав, что одним зерном наесться трудно, крадёт ещё десяток, начинает варить кашу, но та сильно разбухает и вылезает из горшка. Ей приходится съесть слишком много масаморры, и когда при спуске с неба по верёвке она ссорится с попугаем и тот рвёт верёвку, она падает, то её брюхо просто взрывается, и киноа разлетается по всем андским склонам – так киноа стала одним из самых распространённых растений гор.

Основные праздники департамента Пуно:

1 января – Новый Год;

Фольклор Перу

Пача-Мама на Амантани


18 января – Пача-Мама, ритуальный праздник уплаты Земле на острове Амантани;

плавающие даты в феврале – новена и фестиваль Девы Марии Канделарии;

плавающие даты в марте-апреле – Пасха;

24-26 июля – Сантьяго-Апостол в Такиле;

28-29 июля – День Независимости Перу;

7 сентября – постановка танца Капак-Колья, являющегося культурным наследием нации, в Сильюстани – возле доинкского кладбища аймара царства Колья;

1 ноября – День Всех Святых;

5 ноября – театральная постановка отъезда мифологической пары, Манко-Капака и Мамы-Окльо, с берегов Титикаки;

24-25 декабря – Сочельник и Рождество Христово.

Комментарии