Департамент
Сан-Мартин находится на севере центральной части Перу. Его географическое
расположение является своеобразным мостом между Андским и Амазонским регионом страны.
В буферной зоне всегда интересен этнографический состав населения, и регион – не
исключение. Сан-Мартин населяют 16 коренных амазонских групп, группы андских
кечуа, переселенцы из стран Европы и Азии. Этнографическое, географическое и
биологическое разнообразие сказалось не только на традиционных занятиях
населения, но и на его фольклоре, многогранных проявлениях региональной
культуры.
У
амазонских народов праздники и танцы часто имеют мифическую подоплёку. В
скрывающихся в джунглях общинах распространены ритуалы волшебно-религиозного
содержания, которые выражаются в танцевальных действиях. Так, например,
существует танец «Анаконда», с помощью которого индейцы отдают дань одному
из самых жестоких существ, населяющих тропический лес. Согласно поверьям,
поклонение Анаконде позволяет получать больше урожая, предотвращает наводнения
и другие несчастья. Его исполнение всегда сопровождается шумом и кутежом,
радостью и весельем, превращающимися в религиозный акт, так необходимый божественной
Анаконде.
Традиционным
занятием жителей сельвы является рыбалка, что также отражено в танцевальной
культуре. Танец рыбаков имеет праздничный характер, в нём участвуют и
мужчины, и женщины, которые совершают шествие к берегу реки, сопровождая его
движениями рук и бёдер. На берегу часть участников рыбачит, управляя каноэ, а
другая часть – готовит пищу. После совместного ритуального приёма пищи всё
возвращаются в общину.
Во
всех провинциях департамента распространён танец Ла-Пандилья, основанный на
событиях многовековой давности. Известно, что во время экспедиции по джунглям в
1542 году Франсиско Орельяна впервые встретился с жителями сельвы, которые ему
показались похожими на мифических существ. Индейцы окружили конкистадора с
отрядом солдат под боевую барабанную дробь: у них были длинные волосы, красивые
тела и необычайная агрессивность. С той поры и появились легенды об амазонках,
а также танец, в котором участники показывают ловкость мифических воительниц,
сопровождая действо воодушевляющей музыкой.
В
андской части региона популярным является Эль-Чимайчи – музыкально-танцевальный
жанр кечуа. Он представляет собой комплекс танцевальных движений, совершаемых в
нескольких парах мужчин и женщин, музыки и песен. Чимайчи более динамичен, чем
уайно, и исполняется, в основном, на уличных шествиях, а также на семейных
праздниках, днях рождения, крестинах, свадьбах.
Основные праздники департамента Сан-Мартин:
6
января – Рейес-Магос,
плавающие
даты в феврале-марте – Карнавал и Хуншиа,
плавающие
даты в марте-апреле – Святая Неделя,
25
апреля – день католического святого Торибио-де-Могровехо,
3
мая – Зажжение свечей в честь Святых Крестов,
9
недель после Великого Четверга – Корпус-Кристи,
24
июня – Сан-Хуан,
29
июня – Сан-Педро,
14-20
июля – туристическая неделя,
16
июля – Санта-Крус-де-лос-Мотилонес, патрональный праздник Ламас и Тарапото,
25
июля – Сантьяго, патрональный праздник Мойобамбы,
26
июля – Санта-Ана,
14-22
августа – Сан-Мартин и испанское основание Тарапото,
15
августа – Дева Мария Снежная, патрональный праздник Юримагуас,
30
августа – Санта-Роса,
8
сентября – Рождество Богородицы,
15-22
сентября – неделя Риохи,
1
октября – испанское основание Ламас,
1
ноября – День Всех Святых,
25
декабря – Рождество Христово,
31
января – Новогодняя ночь.
Для
тех, кто любит щекотать нервы народными преданиями, жители департамента могут
поведать легенду о русалке из озера Лагуна-Асуль-де-Саусе, которое является
прекрасным местом для отдыха вблизи Тарапото. Это существо никогда не было
романтичным и добродушным, наоборот, из поколения в поколение о русалке
рассказывают, что она живёт на дне лагуны и изредка выходит на каменистый берег,
привлекая мужчин своим пением и затем завлекая их в своё подводное логово. Иногда
она выжидает купающихся, чтобы утопить их. Каждый пожилой житель Саусе скажет,
что он лично видел русалку, и это, несомненно, очень интересно.
Устное
народное творчество перуанской Амазонии хранит легенду о Якуруне. С языка кечуа
имя этого дуэнде переводится как «водный человек». Якуруну описывают как
существо, наделённое божественными способностями, которое по ночам выходит из
амазонских рек и озёр верхом на огромном крокодиле с удавом на шее место
ожерелья. Он принимает образ обычного мужчины, чтобы очаровать неопытных
жителей или гостей края и увести их в свой подводный мир. Жертвами Якуруны
могут быть как мужчины, так и женщины. Другие популярные дуэнде департамента –
Чульячаки и Тунчи.
Комментарии
Отправить комментарий