![]() |
Разнообразие
фольклорных традиций перуанского департамента Апуримак, расположенного на юге
центральной части страны в Андском регионе, весьма примечательно. В каждой из семи
провинций есть свои мифы, легенды, поверья и обычаи проведения праздников,
истоки которых ведутся как из доиспанской культуры, так и из католичества. Их
смешение проявилось в необыкновенной, яркой форме, выраженной в песнях, танцах
и обрядах, связанных с работой на земле, строительством домов, погребением и
крещением.
![]() |
Из
всего многообразия танцевальных жанров можно выделить пять самых аутентичных:
Ласо-тинкай (lazo tincay) – ритуальный танец, посвящённый
матери-земле и горам, защищающим население, а также лассо, которыми пользуются
тореадоры, поэтому исполняют его до и после корриды. Женский костюм состоит из
белой блузы, красно-белой юбки и чёрной шляпы, а в мужском костюме преобладают
чёрные цвета;
Папа-каймай (papa qallmay)- танец, исполняемый в период
карнавала и имеющий сельскохозяйственный характер. Его смысл заключается в
просьбе защитить посадки картофеля и дать хороший урожай, а танцевальные
движения изображают пахоту, нарезку борозд и посев;
![]() |
Сара-япуй (sara yapuy) – также сельскохозяйственный танец, но
посвящённый кукурузе. Исполняя его, танцоры изображают посадку зерна, однако
этот обряд был бы неполным без совместной трапезы и последующего пения. Женщины
поют хором, который называется ванкаска, а мужчины поют соло каждый свой
куплет;
Кайту-тиньий (qaytu tiñiy) – танец покраски шерсти
растительными красителями и подготовки ткацкого станка к работе. Он
сопровождается женским пением под музыку скрипки, чаранго и кены, то есть
продольной горной флейты, а исполняют его в хороводах, когда мужчины и женщины
танцуют, держа в руках клубки шерсти и изображая работу на станке;
Викунья-чакой (wicuña chaqoy) – древний доинкский танец,
представляющий стрижку лам и викуний. Его основная мысль – защита благородных
животных Андских гор.
Как
уже было отмечено, Апуримак очень богат поверьями и легендами. Так, местные
жители верят, что крик совы в разных ситуациях может предвещать невезение,
плохие новости или смерть близкого человека. Также рассказывают о мистическом
человекоподобном существе Чукчо – люди, которые видели его, страдают разными
ужасными болезнями и умирают. Это поверье даже отразилось в топонимике края, в
долинах Пачачака и Матара есть места под названиями Чукчо-Уайко и Чукчо-Пукио.
Если
изучать питание населения департамента Апуримак, то можно заметить, что с
древних времён и до наших дней одним из самых распространённых продуктов
является мясо морской свинки. Есть масса рецептов приготовления этого зверька,
но сейчас речь идёт о культе морской свинки. В разных частях региона есть
утёсы, под основанием которых раскиданы мелкие камни и галька. И, хотя никто и
никогда там не видел морских свинок, на эти места приносят еду и зелёную траву
в знак уважения и почитания этих животных.
![]() |
Коропуна |
Очень
интересны андские представления о загробном мире. Душа умершего. в
представлении жителей департамента, не идёт в рай или на небо, а отправляется в
заснеженную Коропуну. Путешествие туда занимает несколько дней. Семья ушедшего
человека готовит мясное ассорти, чтобы дух не нуждался в съестных припасах – в
день похорон по небольшим, но хорошо сшитым мешочкам раскладывают кусочки колбас
и ветчины. Душа должна пройти долгий путь, а перед его завершением войти в
Алько-Льякта, город собак. Здесь необходимо вытерпеть множество страданий,
вызванных яростью животных, но впереди ещё одно испытание – река Мапо-Майо. В
то время, как душа совершает путешествие, три человека отправляются в
специальное место, где сжигают все вещи умершего. Возглавляющий эту церемонию,
глядя на дым, задаёт вопросы: кто уйдёт из жизни следующим? Болен ли кто-нибудь
в деревне? По возвращении он должен оделить друзей и соседей виноградом в знак
того, что душа достигла Коропуны.
![]() |
В департаменте Апуримак отмечают следующие праздники:
6-12
января – Дни Волхвов в Абанкае;
с
13 января – религиозный фестиваль в Абанкае;
4
февраля – Богородица Канделария в Абанкае;
плавающие
даты в феврале-марте – Карнавал в Абанкае;
28
апреля – годовщина образования департамента;
1
мая – День Трудящихся;
13
мая – Богородицы Фатима в Грау;
июнь
– Сондор-Райми в округе Пакуча;
24
июня – Сан-Хуан, особенно популярный праздник в Пачаконас;
27-28
июля – патриотические праздники в Андауайлас, Явар-Фиеста с корридой;
31
июля – праздник Сеньор-де-Анимас в округе Чальуанка;
конец
июля-начало августа – туристическая неделя а Абанкае, Андауайлас и Аймараес;
15
августа – Успение в Грау;
7
сентября – Богородица Кочарсес;
24
сентября – Богородица Милосердия а Антабамбе;
последняя
неделя сентября – туристический фестиваль Рейна-Каньявераль в округе Чинчерос;
7
октября – Богородица Розария в Абанкае;
плавающие
даты в ноябре – туристическая неделя в Абанкае;
3
ноября – день Абанкая;
8
декабря – Непорочное Зачатие в Котабабмбас;
24
декабря – Рождество.
Комментарии
Отправить комментарий