Фольклор департамента Бени

Праздники Боливии - парад в Тринидаде
Парад в Тринидаде
    Департамент Бени состоит из 8 провинций, расположенных в тропической зоне Амазонии, и все их региональные фольклорные проявления в той или иной степени связаны с географическим положением, особенностями проживания в джунглях и региональной этнографией. Так, в местных танцах используются самые лёгкие костюмы, в основном, белого цвета, но с яркими деталями – красочными шарфами и головными уборами из разноцветных перьев.

Танец Лос-Мачетерос
Лос-Мачетерос
    Самым известным танцем Бени является Лос-Мачетерос. Его происхождение восходит к временам колонии, и он представляет собой местную интерпретацию воскрешения и вознесение на небо Иисуса Христа. Для его исполнения босоногие танцоры встают в две церемониальные колонны и двигаются, не опуская деревянные мачете. Они носят длинные белые туники без воротников и головной убор из перьев попугаев ара и семян, звучащих, как погремушки. На плечах танцоров должна быть шкура ягуара, но иногда её заменяют куском яркой ткани наподобие шали. Их образ означает воинов, которые наклоняются и поднимают головы в знак смерти и вознесения на небо, и всё действие происходит под торжественную ритмичную музыку барабанов и духовых инструментов.

Боливия, город Рурренабаке
Танцы в боливийском городе Рурренабаке
В Рурренабаке

Рурренабаке на берегу реки Бени – третье по посещаемости место Боливии после Солончака Уюни и Копакабаны. Это небольшой городок с 20 тысячами жителей, ставший в 2019 году победителем в номинации «лучшее зелёное направление» по версии World Travel Awards. Из него можно отправиться с экскурсиями по Амазонии, в том числе, в национальный парк Мадиди и Пампас-дель-Якума, а ещё он прекрасно подходит для знакомства со многими боливийскими обычаями. Местные праздники проводятся в католических традициях – с танцевальными процессиями, которые обычно начинают Лос-Мачетерос и продолжают женщины Мама-Куана и дети, чей танец подражает испанской корриде. Лос-Мелерос представляют танец, посвящённый одной их самых опасных мужских профессий – сбору дикого мёда. Во время проведения праздников устраиваются ярмарки, на которых продают чичу, рыбу, чарке и ремесленные изделия.

Танцевальный костюм иезуита
Костюм иезуита
    Каждый год жители Сан-Игнасио-де-Мохос празднуют Ичапекане-Пиеста, синкретический фестиваль, который переосмысливает легенду иезуитов Игнасио де Лойолы и объединяет его с амазонскими верованиями. Празднества начинаются в мае с фейерверков, пения и восхвалений, а затем продолжаются в июле ежедневными и ночными мессами, поминками, раздачей милостыни и пиршествами. Основное изображение победы святого Игнатия включает в себя двенадцать солнечных воинов в эффектных перьях, которые сражаются со стражами священного флага – первоначальными «владельцами» леса и воды – прежде чем окончательно обратить их в христианство. Эти обряды – акт постоянного возрождения, позволяющий народу мохос совмещать христианские традиции и веру в духов предков. В основном шествии участвуют 48 групп участников, замаскированных под предков и животных в масках, что подчеркивает важность бережного отношения к природе. Они разыгрывают сценки и танцуют под аккомпанемент музыки эпохи барокко иезуитских миссий, а около полуночи из-под их широкополых шляп вырывается фейерверк, символизирующий свет и достойную жизнь.

Гуадуа
Гуадуа
    Из мифов земли народа мохос наиболее популярна легенда о Великом Пайтити, доинкском индейском вожде, жившем со своим народом в городе из золота. Основываясь на этой легенде, испанские конкистадоры искали мифический город как в андских горах Боливии и Перу, так и в Амазонии на боливийской и бразильской стороне. Поиски золота начались с 1538 года и продолжаются до сих пор, и большинство исследователей изучает бассейн реки Мадре-де-Дьос в Перу и Боливии. Кроме этого, в департаменте Бени рассказывают о происхождении бамбукового растения, которое окружает болота: в давние времена жил людоед Па-Пат, питавшийся мясом женщин. Он соблазнял их и убивал, а когда не больше не мог этого делать, съел собственного сына и начал поедать свою плоть. От него остался лишь скелет, принявший форму белых корней, из которых появились колючие ростки, такуара, известные во многих местах как гуадуа (род Guadua spp).

    Основные праздники департамента Бени:

первая половина февраля – Дева Мария Канделария,

плавающие даты в марте-апреле – Святая Неделя,

23-24 июня – Сан-Хуан,

31 июля – окончание праздника Ичапекане-Пиеста,

День Независимости Боливии

День Независимости

6 августа 
 –  День Независимости,

12 октября – День Колумба, или Испанидад,

1 ноября –День Всех Святых, или Ла-Вальюнка,

3 декабря – основание города Сан-Хавьер,

24-25 декабря – Рождество,

31декабря-1 января – Новый Год.

Комментарии