Фольклор штата Пуэбла


Пуэбла – регион, в котором сочетаются прекрасный климат, уникальная природа, древняя история и богатейшее культурное наследие, включающее как архитектурные памятники, так и фольклор. В нём есть множество традиционных танцев и плясок, связанных с народными гуляниями и отражающих связь местных этнических групп с европейской и христианской культурой – более 80 ежегодных региональных фиест являются проявлением народной культуры и задекларированы как нематериальное наследие штата Пуэбла.

Мексиканский танец Кетцалей

Танец Кетцалей

Танец Кетцалей (danza de los Quetzales) – распространённый на севере Пуэблы танцевальный жанр, происходящий из культуры тольтеков, а ныне существующий в первоначальном виде в общинах коренных групп науа и тотонаков, а также исполняемый мексиканскими фольклорными коллективами за пределами региона. В доиспанские времена он был посвящён Солнцу, и то был целый обряд, включавший также церемонию полёта вокруг столба. Танцоры, исполнявшие его, носили на голове короны из перьев птицы кетцаль, ныне находящейся под угрозой исчезновения, – отсюда и появилось название танца, хотя возможно, что его назвали по области распространения, Куэцалану. В наше время танцоры одеваются в белые классические рубашки с цветной вышивкой и бахромой, красные штаны по щиколотку и сандалии, а музыкальными инструментами им служат тростниковая флейта, тамбурин и маракасы.

Мексиканский ритуал Лос-Воладорес

Костюмы танца
Лос-Воладорес

Мексиканский ритуал Лос-Воладорес. Пуэбла

Пало-Воладор

Танец Лос-Воладорес (Los Voladores) – связанная с плодородием и погребальным культом древняя религиозная церемония, история которой идёт из доклассического периода развития Мезоамерики, распространённая на юго-востоке Мексики и в Гватемале. В 2009 году данный обряд был включён в список нематериального наследия ЮНЕСКО. Его исполняют пятеро мужчин в тех же костюмах, которые используются для танца Кетцалей: один остаётся на вершине 25-метрового столба, а символизирующие стороны света четверо бросаются вниз головой, привязанные за ноги к столбу верёвками, и кружатся, изображая полёт. Миссионеры времён колонии пытались запретить данную церемонию, но им это не удалось.

Мексиканский танец Текуанов

Танец Текуанов

Другими типичными танцами Пуэблы являются танец Мигелей, исполняемый 25 сентября в День Архангела Михаила и символизирующий борьбу добра со злом; театральный танец Лос-Негритос, который стал символом истории рабства; танец Теуканов, или охотников на ягуаров, а также сатирический танец Лос-Вьехитос.

Мексиканские легенды о вулканах

Попокатепетль

Территория штата была заселена людьми одной из первых в современной Мексике. Её население составляли миштеки, ольмеки, тольтеки, ацтеки, тотонаки, науа и некоторые другие народы, оставившие после себя большое количество археологических памятников и народных сказаний о событиях доиспанской эпохи. В ряду легенд Пуэблы первое место занимает предание о том, как появились вулканы Попокатепетль и Истаксиуатль – наивысшие пики штата. Истаксиуатль была принцессой науа и дочерью касика Тесосомока, влюблённой в воина своего отца, Попокатепетля. Отец разрешил ей выйти замуж только после того, как тот вернётся с победой из Оахаки и принесёт голову его злейшего врага, вождя сапотеков. Касик намеренно отправил Попокатепетля с этой миссией, он считал подобную задачу невыполнимой для одного человека, а своего воина – недостойным руки принцессы. В отсутствие любимого Истаксиуатль получила известие, что тот погиб, и тогда девушка покончила с собой. Однако Попокатепетль был жив, он вернулся с победой. Войдя в покои возлюбленной, он взял на руки её холодное тело и унёс на вершину пирамиды, воздвигнутой для принцессы. Сам же взобрался на вершину другой пирамиды, которая была несколько выше, чтобы вечно любоваться красотой девушки. Тесосомок, проснувшись на следующий день, из окна увидел на месте пирамид два вулкана, покоящихся под вечными снегами. Название Истаксиуатль на языке науа означает «Белая Женщина», а Попокатепетль – «Курящаяся Гора».

Традиционное блюдо моле-поблано

Моле поблано

Моле поблано –  традиционное блюдо штата. Оно было известно древним ацтекам, но рецепт доиспанской эпохи не включал шоколад и в целом отличался от современного. В XVII веке в Пуэблу был прислан епископ Хуан де Палафокс, который должен был познакомиться со своей епархией и объехать монастыри. Главным поваром монастыря Санта-Роса был Паскуаль, который готовился к приезду владыки очень тщательно, поэтому нервничал и ругался с младшими поварами. Сочные индейки для епископа были уже почти готовы, когда Паскуаль, отчитывающий помощников и не видящий ничего вокруг, наткнулся на сковороду и просыпал в блюдо куски шоколада, чили и прочие острые специи. Времени на приготовление чего-то нового уже не было, и Паскуаль начал молиться со всей силой своей веры, чтобы еда понравилась владыке. Так и случилось: каждый, кто попробовал удивительное блюдо, начал его хвалить, а кулинария Пуэблы пополнилась новым шедевром.

С именем епископа Палафокса связано ещё одно предание. В 1646 году он открыл первую публичную библиотеку Мексики, пожертвовав для неё свою коллекцию. По легенде книги этого собрания во времена колонии служили для сокрытия подземных тоннелей, связывавших библиотеку с Кафедральным собором Пуэблы.

Мексиканский танец Лос-Вьехитос

Танец Лос-Вьехитос

Согласно легенде науа, индейцы очень боятся ветров. По их градации есть «хорошие» ветра и «плохие», те, что могут проникнуть в человека, унести его душу и бросить её в любом месте. Обычно они обитают возле колодцев, оврагов, родников, на холмах. Во время празднования Карнавала тоже появляется один ветер, не такой уж и злой, но которому нравится отвлекать исполнителей танца Лос-Вьехитос. Индейские шаманы способны вызывать злые ветры, чтобы погубить ненавистного человека. Обычно это делается на перекрёстках дорог, которые считаются входом в подземный мир. Проститутки и женщины лёгкого поведения также их вызывают, чем подвергают опасности детей и мужчин – у тех появляются болезни глаз.

Основные праздники и мероприятия штата Пуэбла:

Мексиканские праздники. Штат Пуэбла

Каравал в Уэхоцинго

1 января – Новый Год,
6 января – День Волхвов,
5 февраля – День Конституции Мексики,
конец февраля-начало марта – Карнавал в Уэхоцинго,
21 марта – дата рождения Бенито Хуареса,
20-е числа марта – весеннее равноденствие в Чолуле,
плавающие даты в апреле – Пасха,
1 мая – День Трудящихся,
второе воскресенье мая – День Матери,
неделя, включающая 15 августа – Яблочная ярмарка в Чолуле,
16 сентября – День Независимости,
конец октября-начало ноября – выставка-ярмарка Дерева и Шара в Чигнауапане,
1-2 ноября – День Мёртвых,
вторая суббота декабря – День Богоматери Гваделупской,
25 декабря – Рождество.

Комментарии