![]() |
Велотакси в Гаване |
Куба
была открыта Христофором Колумбом во время первого американского путешествия, и с тех пор остров стал местом, где шаг за шагом соединялись
культура и фольклор коренных народов Карибского бассейна, Северной Америки,
выходцев из Европы, Африки и Азии. История, мистика и реальность воплотились в
большом количестве мифов и народных легенд о сверхъестественных существах и
явлениях. Одной из таких легенд стало повествование о коренном кубинском дуэнде, названном Гюихе. Его имя также
может трактоваться как Хигюэ и Чичирику.
![]() |
Гюихе |
Есть
множество свидетельств, что жители Кубы видели дуэнде Гюихе, появившегося в
крестьянских селениях в колониальную эпоху. Они описывают его как существо
маленького роста, с сердитым лицом, большими зубами, огромными глазами,
спутанными волосами и тёмной кожей. Рассказчики наделяют Гюихе разнообразными
магическими способностями, например, что он живёт в реках и прудах, преследует
женщин, пришедших купаться, и сурово наказывает любого за жестокое обращение с
природой. В полночь дуэнде можно поймать, только для этого нужны 12 мужчин по
имени Хуан. Другая версия гласит, что вызвать гоблина можно, обойдя 12 раз
вокруг дерева сейба, также в полночь, но такой метод чреват нападением на
вызывающего. Популярный сказочный герой послужил источников вдохновения для
многих писателей, сценаристов, создателей комиксов и мультипликаторов Кубы.
Кубинская
версия легенды о Йороне (Льороне) несколько отличается от вариантов других
латиноамериканских регионов. Говорят, что у одной женщины умер муж, и
оплакивать его она пошла на ближайшую реку. От страданий и слёз она обессилела
и упала в воду, и с этого момента её начали видеть на берегах разных водоёмов
страны. Она появляется в лунные ночи, сидит на камнях, закрыв ладонями лицо, и
её слёзы льются в воду. Самое страшное в этом – стоны безутешного страдания.
![]() |
Кубинский удав |
Матерью
вод в легендах острова называют огромную змею по имени Маха. Это эндемичный кубинский
удав (Chilabothrus angulifer), отдельные его особи имеют длину тела до шести
метров и толщину со ствол молодого дерева. Махи прекрасные охотники, которые
душат жертву и глотают её, не жуя. О матери вод говорят, что её не берут пули,
а пока она живёт в воде, водоём никогда не пересохнет. Тот, кто попытается
убить Маху, умрёт сам, а змея будет жить сотни лет. Если Маха голодна, то может
проглотить целого телёнка.
Фольклор
Кубы невозможно представить без музыки и танцев. Вот некоторые из самых
популярных танцевальных жанров.
![]() |
Танцовщица румбы |
Кубинская румба – этот танец
называют матерью всех остальных танцев, именно из него вышли сальса и прочие
направления. Происхождение румбы относят к началу XIX
века и африканским традициям. Распространение танца началось из сельской зоны Матансас и некоторых районов Гаваны, при этом
изначально он считался аморальным и неприличным. Тем не менее, румба взяла
верх, и сейчас её включают во все праздничные шоу.
![]() |
Уличные музыканты в Тринидаде |
Сон-кубано – музыкальный и танцевальный
жанр с наибольшей степенью латиноамериканского влияния и прародитель
направления мамбо. Появился он в конце позапрошлого столетия, когда традиции
африканского народа банту слились с музыкальными обычаями испанского населения
острова, и именно поэтому его музыка исполняется как на ударных, так и на
струнных инструментах.
Болеро – танцевальная музыка с сильным влиянием
сона-кубано и испанских мелодий, неизменно присутствующая на всех вечеринках
для исполнения лёгких романтичных танцев. Её появление относят к концу XIX века и городу Сантьяго-де-Куба с его
традицией странствующих трубадуров. В 30 годах прошлого столетия болеро
распространился по всей Латинской Америке и прочно закрепился в культуре
Пуэрто-Рико и Мексики.
![]() |
Кубинская конга |
Мамбо исполнялся на всех танцполах в 40 и
50-х годах XX века сначала на Кубе, затем стал популярен в
Мексике и Соединённых Штатах. На его музыку и хореографию, без сомнения,
повлияли сон и румба, но во всём мире признаётся, что мамбо имеет более простую
структуру и более доступен для публики.
Чачача – танец, получивший известность в 50-х
годах после Второй мировой войны и ставший даже более популярным, чем мамбо.
Ритм чачача принадлежит кубинскому композитору и скрипачу Энрике Хоррину,
который решил создать танцевальный ритм, звучащий более просто и понятно.
![]() |
Танцовщица сальсы |
Кубинская сальса – результат эволюции
кубинской народной музыки, жанр, появившийся в 70-х годах. Её танцевальная
структура включает элементы сона, дансона, мамбо, чачача и ритм конги. Примечательно,
что родилась сальса не на острове, а в Нью-Йорке.
![]() |
Залив Кочинос |
На
Кубе отмечаются следующие праздники:
1
января – Триумф Революции;
2
января – День Победы;
28
января – день рождения Хосе Марти;
2
февраля – Дева Мария Канделария;
24
февраля – годовщина возобновления войны за независимость;
8 марта – международный женский день;
13 марта – годовщина нападения на президентский
дворец в 1957 году;
19 марта – Сан-Хосе;
19 апреля – Победа в заливе Кочинос;
1 мая – День Трудящихся;
15-29 июня – карнавал в Камагуэй;
24 июня – Сан-Хуан;
![]() |
Колледж 26 июля в Монкаде |
25-27 июля – дни памяти штурма Монкады;
26 июля – День Национального Восстания;
![]() |
Карнавал в Сантьяго-де-Куба |
26 июля – карнавал в Сантьяго-де-Куба;
30 июля – день репрессированных революционеров;
плавающие даты в июле-августе – карнавал в Гаване;
15 августа – Вознесение Богородицы;
8 сентября – Богородица Милосердия Эль-Кобре;
24 сентября – Богородица Милосердия;
8 октября – годовщина смерти Че Гевары;
10 октября – День Независимости;
28 октября – годовщина смерти Камило Сьенфуэгос;
16 ноября – Сан-Кристобаль в Гаване;
7 декабря – годовщина смерти Антонио Масео;
17 декабря – Сан-Ласаро;
25 декабря – Рождество;
31 декабря – Ночевьеха (Новый Год).
Комментарии
Отправить комментарий