Фольклор Кубы

Велотакси в Гаване

Куба была открыта Христофором Колумбом во время первого американского путешествия, и с тех пор остров стал местом, где шаг за шагом соединялись культура и фольклор коренных народов Карибского бассейна, Северной Америки, выходцев из Европы, Африки и Азии. История, мистика и реальность воплотились в большом количестве мифов и народных легенд о сверхъестественных существах и явлениях. Одной из таких легенд стало повествование о коренном кубинском дуэнде, названном Гюихе. Его имя также может трактоваться как Хигюэ и Чичирику.

Гюихе
Есть множество свидетельств, что жители Кубы видели дуэнде Гюихе, появившегося в крестьянских селениях в колониальную эпоху. Они описывают его как существо маленького роста, с сердитым лицом, большими зубами, огромными глазами, спутанными волосами и тёмной кожей. Рассказчики наделяют Гюихе разнообразными магическими способностями, например, что он живёт в реках и прудах, преследует женщин, пришедших купаться, и сурово наказывает любого за жестокое обращение с природой. В полночь дуэнде можно поймать, только для этого нужны 12 мужчин по имени Хуан. Другая версия гласит, что вызвать гоблина можно, обойдя 12 раз вокруг дерева сейба, также в полночь, но такой метод чреват нападением на вызывающего. Популярный сказочный герой послужил источников вдохновения для многих писателей, сценаристов, создателей комиксов и мультипликаторов Кубы.

Кубинская версия легенды о Йороне (Льороне) несколько отличается от вариантов других латиноамериканских регионов. Говорят, что у одной женщины умер муж, и оплакивать его она пошла на ближайшую реку. От страданий и слёз она обессилела и упала в воду, и с этого момента её начали видеть на берегах разных водоёмов страны. Она появляется в лунные ночи, сидит на камнях, закрыв ладонями лицо, и её слёзы льются в воду. Самое страшное в этом – стоны безутешного страдания.

Кубинский удав
Матерью вод в легендах острова называют огромную змею по имени Маха. Это эндемичный кубинский удав (Chilabothrus angulifer), отдельные его особи имеют длину тела до шести метров и толщину со ствол молодого дерева. Махи прекрасные охотники, которые душат жертву и глотают её, не жуя. О матери вод говорят, что её не берут пули, а пока она живёт в воде, водоём никогда не пересохнет. Тот, кто попытается убить Маху, умрёт сам, а змея будет жить сотни лет. Если Маха голодна, то может проглотить целого телёнка.

Фольклор Кубы невозможно представить без музыки и танцев. Вот некоторые из самых популярных танцевальных жанров.

Танцовщица румбы
Кубинская румба – этот танец называют матерью всех остальных танцев, именно из него вышли сальса и прочие направления. Происхождение румбы относят к началу XIX века и африканским традициям. Распространение танца началось из сельской зоны  Матансас и некоторых районов Гаваны, при этом изначально он считался аморальным и неприличным. Тем не менее, румба взяла верх, и сейчас её включают во все праздничные шоу.

Уличные музыканты в Тринидаде
Сон-кубано – музыкальный и танцевальный жанр с наибольшей степенью латиноамериканского влияния и прародитель направления мамбо. Появился он в конце позапрошлого столетия, когда традиции африканского народа банту слились с музыкальными обычаями испанского населения острова, и именно поэтому его музыка исполняется как на ударных, так и на струнных инструментах.

Болеро – танцевальная музыка с сильным влиянием сона-кубано и испанских мелодий, неизменно присутствующая на всех вечеринках для исполнения лёгких романтичных танцев. Её появление относят к концу XIX века и городу Сантьяго-де-Куба с его традицией странствующих трубадуров. В 30 годах прошлого столетия болеро распространился по всей Латинской Америке и прочно закрепился в культуре Пуэрто-Рико и Мексики.

Кубинская конга
Мамбо исполнялся на всех танцполах в 40 и 50-х годах XX века сначала на Кубе, затем стал популярен в Мексике и Соединённых Штатах. На его музыку и хореографию, без сомнения, повлияли сон и румба, но во всём мире признаётся, что мамбо имеет более простую структуру и более доступен для публики.

Чачача – танец, получивший известность в 50-х годах после Второй мировой войны и ставший даже более популярным, чем мамбо. Ритм чачача принадлежит кубинскому композитору и скрипачу Энрике Хоррину, который решил создать танцевальный ритм, звучащий более просто и понятно.

Танцовщица сальсы
Кубинская сальса – результат эволюции кубинской народной музыки, жанр, появившийся в 70-х годах. Её танцевальная структура включает элементы сона, дансона, мамбо, чачача и ритм конги. Примечательно, что родилась сальса не на острове, а в Нью-Йорке.

Залив Кочинос
На Кубе отмечаются следующие праздники:

1 января – Триумф Революции;
2 января – День Победы;
28 января – день рождения Хосе Марти;
2 февраля – Дева Мария Канделария;
24 февраля – годовщина возобновления войны за независимость;
8 марта – международный женский день;
13 марта – годовщина нападения на президентский дворец в 1957 году;
19 марта – Сан-Хосе;
19 апреля – Победа в заливе Кочинос;
1 мая – День Трудящихся;
15-29 июня – карнавал в Камагуэй;
24 июня – Сан-Хуан;
Колледж 26 июля в Монкаде
25-27 июля – дни памяти штурма Монкады;
26 июля – День Национального Восстания;
Карнавал в Сантьяго-де-Куба
26 июля – карнавал в Сантьяго-де-Куба;
30 июля – день репрессированных революционеров;
плавающие даты в июле-августе – карнавал в Гаване;
15 августа – Вознесение Богородицы;
8 сентября – Богородица Милосердия Эль-Кобре;
24 сентября – Богородица Милосердия;
8 октября – годовщина смерти Че Гевары;
10 октября – День Независимости;
28 октября – годовщина смерти Камило Сьенфуэгос;
16 ноября – Сан-Кристобаль в Гаване;
7 декабря – годовщина смерти Антонио Масео;
17 декабря – Сан-Ласаро;
25 декабря – Рождество;
31 декабря – Ночевьеха (Новый Год).

Комментарии