Ремёсла провинции Санто-Доминго-де-лос-Тсачилас

Покраска волос пастой аннато

Провинция Санто-Доминго-де-лос-Тсачилас занимает север центральной части Эквадора, располагаясь на внешних склонах западных Анд и не выходя к океану, но в Литоральной области страны. Она выделилась из состава провинции Пичинча в 2007 году, подчеркнув тем самым особенность проживающего на её территории народа тсачила, имеющего собственную культуру, язык и обычаи. Ещё в колониальную эпоху испанцы назвали этот этнос «колорадос» из-за цвета причёсок, отличиями также являются национальный костюм, изготовление украшений, музыкальных инструментов и прочие ремёсла.

Изделия ручной работы из орехов тагуа

Плоды пальмы тагуа

Необычная бижутерия из семян

Украшения из тагуа
и других семян

В начале октября тсачила приглашают туристов в свои общины на национальный праздник, и к этому дню они по обычаю подготавливают ярмарку традиционных ремесленных изделий. Одно из первых мест в их списке занимают украшения из тагуа, семян пальм рода Фителефас. С латыни это название переводится как «растительный слон», и действительно, семена отлично заменяют слоновью кость в изготовлении бус, ожерелий, браслетов и миниатюрных скульптур. Плоды, напоминающие колючий мешок размером с голову, называют «мокоча», и их собирают с 14-15-летних деревьев, которые достигли 5-6 метров в высоту. На каждом дереве может быть до 15 плодов, а в плодах – до 30 орехов «коросо» – именно они и являются сырьём. Перед работой тсачила никогда не срубают пальмы, а бережно собирают плоды, срубая их мачете, достают орехи и просушивают их под солнцем в течение трёх месяцев.

Культура Эквадора: музыкальные инструменты

Национальные мужские костюмы
и маримба

Для изготовления одежды в общинах этноса сеют хлопок, который затем перерабатывается в нитки, служащие сырьём для национального костюма. Всё делается вручную, и ткань тоже производится на домашних ткацких станках. Основными элементами одежды мужчин тсачила являются «манпе-цанпа», то есть, юбка с широкими синими и узкими белыми горизонтальными полосами, красный пояс «сендори», разноцветный шарф «нанун-пану» на шее и «мисили», хлопковая повязка в виде короны на голове. Женская юбка «тунан» также раскрашивается горизонтальными полосами, но в отличие от мужской она имеет множество ярких цветов. Пояса девушки и женщины не носят. В доколониальные времена они не прикрывали грудь ничем, а сейчас носят белые или разноцветные блузки современного покроя. Шею обязательно украшают длинными, свисающими до живота бусами, а голову – разноцветными лентами.

Национальные костюмы народов Латинской Америки

Национальные женские костюмы

На праздниках туристам предлагают купить копья, сделанные из ветвей персиковой пальмы, которую в Эквадоре называют чонта. Покупать обязательно нужно пару – у пальмы есть мужские и женские растения, и их древесина заметно отличается. Женская пальмовая древесина имеет коричневый цвет, а мужская – почти чёрная. При покупке шаман тсачила проводит специальный обряд, чтобы копья служили оберегами от кражи и для привлечения денег. Ещё изделия обязательно красят в три национальных цвета: белый символизирует чистоту, красный – любовь и смелость, а зелёный – природное начало этноса. Вешать их нужно обязательно у дверей, советуют шаманы.

К другим промыслам тсачила относится производство музыкальных инструментов, маримб и барабанов, а также сувенирной продукции, предназначенной исключительно для туристического рынка. Например, женщины из ремесленных ассоциаций плетут соломенные шляпы и сумки, отливают фарфоровые статуэтки, шьют тряпичные куклы, плетут корзины разных размеров.

Комментарии