Уругвай находится на северо-востоке Южного Конуса, как
называют южную оконечность Южноамериканского континента, по форме напоминающую
перевёрнутый конус. Государство располагается между Бразилией, Аргентиной и
Атлантическим океаном, и в доиспанско-допортугалькую эпоху ареал расселения
коренных народов был намного шире, чем государственные границы. Местным
населением являлись племена группы гуарани, многие из которых уничтожены.
Первые европейцы из южной части Бразилии и Парагвая перенесли посадки парагвайского
падуба, известного как йерба мате, и начали выращивать его как садовую
культуру. С тех пор мате распространился по всему Уругваю и северу Аргентины, а
гуарани оценили его целебные свойства. Ими же был придуман способ употребления
напитка из листьев падуба – в небольшой чаше из скорлупы калебасового дерева,
которую тоже назвали мате.
В настоящее время чаши мате с трубочками-бомбильями – самый
известный сувенир из Уругвая, и ремесленные лавки имеют широкий ассортимент в
различных стилях и из различных материалов. Самыми распространёнными
по-прежнему являются мате из растительного сырья, для которых высушивают и
обрабатывают «тыкву» с калебасового дерева. Для придания устойчивости чаши
оплетают держателем из стальной проволоки, края ёмкости также покрывают
стальным кантом. Иногда подставки делают в виде крестовины из глины или
пластика. В некоторых мастерских на мате наносятся узоры, они могут
представлять фантазию автора работы либо быть сделанными по заказу клиента.
Кроме традиционного сырья в этом ремесле используются глина, дерево, металл,
фаянс, а из « тыкв» также производят различные аксессуары: подставки для
карандашей, вазы, небольшие лампы.
Гончарный промысел – одно из важнейших среди ремесленных
направлений, однако традиционным его назвать можно с натяжкой. Первые гончары,
работавшие профессионально, появились в стране на рубеже XIX-XX веков, и их
иммиграционные потоки достигли также аргентинского Буэнос-Айреса. Наиболее
важной ремесленной зоной стал департамент Трейнта-и-Трес – в городе
Трейнта-и-Трес находится Антропологический музей, в котором среди экспонатов
представлена первобытная керамика, и есть несколько гончарных мастерских. Для
мастеров созданы курсы по этому направлению, где они учатся делать глиняные
смеси и подражать различным стилям, в том числе, азиатским. Уругвайская
керамическая продукция включает как утилитарные бытовые предметы – все виды
посуды, плитку, черепицу, так и декоративные – статуэтки католических святых и
животных, туристические магниты и прочие сувениры.
В Уругвае сложно увидеть те текстильные товары, которые
распространены в других частях Латинской Америки, особенно в высокогорье Перу и
Боливии. Территорию этой маленькой страны представляют низменные земли
лагунного типа, которые превратились в пастбища стад овец лишь в 60-х годах XIX века. С этого
времени начинается история шерстяной текстильной промышленности – в Монтевидео
открылись две прядильные фабрики. Экономический кризис конца первой половины
прошлого столетия не дал развиваться этому направлению, и только недавно
дизайнеры и вязальщицы-кустари обратили внимание на овечью шерсть, особенно
мериносов, которая отличается чистотой, отсутствием запаха и мягкостью.
Мастерицы осваивают новые для себя модели и методы ручной и машинной вязки,
поэтому из продукция выглядит качественной и современной, хотя и не уникальной.
Что касается вышивки, то она распространилась в
колониальный период, то есть имеет чистые европейские корни. Со временем число
женщин, умеющих вышивать, в Уругвае сильно сократилось, хотя в некоторых семьях
это ремесло продолжает передаваться из поколения в поколение как встарь. В наши
дни многие уругвайские девушки заинтересовались искусством вышивки, и мастерицы
даже говорят о «буме», в связи с чем начал действовать проект Новое Королевство
(Nuevo
Reino). Часть
вышивальщиц занимается в традиционной технике – они расшивают предметы женской
одежды из тонкой ткани, салфетки и скатерти растительными узорами и очень
яркими цветами. Другие же предпочитают современные рисунки – национальные символы,
супергероев, спиритуальную символику.
Уругвайские праздники не обходятся без музыки и танцев,
соответственно, им нужны музыкальные инструменты. В Монтевидео есть мастерские,
владельцы которых посвятили себя производству и ремонту гитар, в других можно
видеть духовые инструменты и барабаны. Все умельцы отмечают, что производить
инструменты на родине – невыгодно из-за высокой стоимости древесины и другого
сырья, а рынки наполнены дешёвым зарубежным товаром. Единственное, что выбивается
из общей картины, – барабаны. Если раньше их делали по необходимости и только
для близкого круга, то теперь спрос на них вырос благодаря распространению
жанра кандомбе, пришедшего с африканскими невольниками и в настоящее время задекларированного ЮНЕСКО как культурное наследие.
Комментарии
Отправить комментарий