Ремёсла Уругвая


Где купить статуэтку
Уругвай находится на северо-востоке Южного Конуса, как называют южную оконечность Южноамериканского континента, по форме напоминающую перевёрнутый конус. Государство располагается между Бразилией, Аргентиной и Атлантическим океаном, и в доиспанско-допортугалькую эпоху ареал расселения коренных народов был намного шире, чем государственные границы. Местным населением являлись племена группы гуарани, многие из которых уничтожены. Первые европейцы из южной части Бразилии и Парагвая перенесли посадки парагвайского падуба, известного как йерба мате, и начали выращивать его как садовую культуру. С тех пор мате распространился по всему Уругваю и северу Аргентины, а гуарани оценили его целебные свойства. Ими же был придуман способ употребления напитка из листьев падуба – в небольшой чаше из скорлупы калебасового дерева, которую тоже назвали мате.

В настоящее время чаши мате с трубочками-бомбильями – самый известный сувенир из Уругвая, и ремесленные лавки имеют широкий ассортимент в различных стилях и из различных материалов. Самыми распространёнными по-прежнему являются мате из растительного сырья, для которых высушивают и обрабатывают «тыкву» с калебасового дерева. Для придания устойчивости чаши оплетают держателем из стальной проволоки, края ёмкости также покрывают стальным кантом. Иногда подставки делают в виде крестовины из глины или пластика. В некоторых мастерских на мате наносятся узоры, они могут представлять фантазию автора работы либо быть сделанными по заказу клиента. Кроме традиционного сырья в этом ремесле используются глина, дерево, металл, фаянс, а из « тыкв» также производят различные аксессуары: подставки для карандашей, вазы, небольшие лампы.

Гончарный промысел – одно из важнейших среди ремесленных направлений, однако традиционным его назвать можно с натяжкой. Первые гончары, работавшие профессионально, появились в стране на рубеже XIX-XX веков, и их иммиграционные потоки достигли также аргентинского Буэнос-Айреса. Наиболее важной ремесленной зоной стал департамент Трейнта-и-Трес – в городе Трейнта-и-Трес находится Антропологический музей, в котором среди экспонатов представлена первобытная керамика, и есть несколько гончарных мастерских. Для мастеров созданы курсы по этому направлению, где они учатся делать глиняные смеси и подражать различным стилям, в том числе, азиатским. Уругвайская керамическая продукция включает как утилитарные бытовые предметы – все виды посуды, плитку, черепицу, так и декоративные – статуэтки католических святых и животных, туристические магниты и прочие сувениры.



В Уругвае сложно увидеть те текстильные товары, которые распространены в других частях Латинской Америки, особенно в высокогорье Перу и Боливии. Территорию этой маленькой страны представляют низменные земли лагунного типа, которые превратились в пастбища стад овец лишь в 60-х годах XIX века. С этого времени начинается история шерстяной текстильной промышленности – в Монтевидео открылись две прядильные фабрики. Экономический кризис конца первой половины прошлого столетия не дал развиваться этому направлению, и только недавно дизайнеры и вязальщицы-кустари обратили внимание на овечью шерсть, особенно мериносов, которая отличается чистотой, отсутствием запаха и мягкостью. Мастерицы осваивают новые для себя модели и методы ручной и машинной вязки, поэтому из продукция выглядит качественной и современной, хотя и не уникальной.

Что касается вышивки, то она распространилась в колониальный период, то есть имеет чистые европейские корни. Со временем число женщин, умеющих вышивать, в Уругвае сильно сократилось, хотя в некоторых семьях это ремесло продолжает передаваться из поколения в поколение как встарь. В наши дни многие уругвайские девушки заинтересовались искусством вышивки, и мастерицы даже говорят о «буме», в связи с чем начал действовать проект Новое Королевство (Nuevo Reino). Часть вышивальщиц занимается в традиционной технике – они расшивают предметы женской одежды из тонкой ткани, салфетки и скатерти растительными узорами и очень яркими цветами. Другие же предпочитают современные рисунки – национальные символы, супергероев, спиритуальную символику.

Магазин сувениров и подарков
Уругвайские праздники не обходятся без музыки и танцев, соответственно, им нужны музыкальные инструменты. В Монтевидео есть мастерские, владельцы которых посвятили себя производству и ремонту гитар, в других можно видеть духовые инструменты и барабаны. Все умельцы отмечают, что производить инструменты на родине – невыгодно из-за высокой стоимости древесины и другого сырья, а рынки наполнены дешёвым зарубежным товаром. Единственное, что выбивается из общей картины, – барабаны. Если раньше их делали по необходимости и только для близкого круга, то теперь спрос на них вырос благодаря распространению жанра кандомбе, пришедшего с африканскими невольниками и в настоящее время задекларированного ЮНЕСКО как культурное наследие.

Комментарии