День Мёртвых в штате Тласкала

Мексика, Тласкала. День Мёртвых    Штат Тласкала, название которого с языка науатль переводится как «место кукурузной лепёшки», – мексиканская колыбель расового кровосмешения. В его региональной культуре очень тесно переплетаются доиспанские обычаи и католическая религиозность, что выражается в красочном праздновании церковных дат и фестивалей, среди которых особая роль отведена Дню Мёртвых.

В прошедшие времена чичимеки и ольмеки, коренные народы территории штата, чтили своих умерших на протяжении 40 дней. Тоналаматль, индейский календарь, был разбит на 18 месяцев, включающих по 20 дней каждый. В культе мёртвых первый месяц соответствовал периоду с 9 по 28 августа и был посвящён усопшим детям. Второй месяц, который заканчивался 17 сентября, славил взрослых. Такая традиция являлась общей для окрестных земель, принадлежащих сегодня штатам Веракрус и Пуэбла.

Исследователи индейских культов утверждают, что предки современных мексиканцев верили в жизнь божественного существа, в которое превращается человеческая душа после земной смерти. Таким образом, смерть не могла быть концом существования, а означала путь души, отмеченный девятью испытаниями. В преодолении испытаний родственники должны были помогать умершему, поэтому вместе с телом хоронили животных, утварь, оружие и пищу, как правило, кукурузную.

На рынке в преддверии
Дня Мёртвых
С утверждением католицизма в Мексике праздник мёртвых трансформировался в День Всех Святых и сократился до двух дней, 1 и 2 ноября. Эти дни ознаменованы посещением мессы, обетами, жертвованием еды и денег бедным, посещениями кладбищ. Один из главных обычаев – украшение могил цветами бархатцев, свечами и принесёнными продуктами питания, которые будут разделены в компании близких родственников. В наши дни древний ритуал приобрёл даже насмешливый оттенок: в традициях появились такие элементы как стихотворные эпиграммы, съедобные засахаренные черепа и ремесленные изделия, называемые «папель пикадо» – вырезанные из бумаги религиозные сценки.

Каждый из 60 муниципалитетов штата Тласкала производит что-то своё для Дня Мёртвых. По традиции, основное внимание уделяется полям бархатцев и календул. В поселениях вокруг Уамантлы дома украшаются распятиями из ветвей, а хозяйки пекут всевозможные виды праздничного хлеба. В деревнях вблизи горы Истаксиуатль, которые не изобилуют хлебом, готовят множество кукурузных закусок и священное доиспанское блюдо моле-де-гуахолоте, или индейку в соусе. На период праздника могилы застилают белыми покрывалами, означающими чистоту желаний и помыслов. Все эти элементы имеют доиспанское происхождение и тесную связь с богами гор и цветов, а также верховным богом Кетцалькоатлем.

Алтарь Дня Мёртвых
Испанские католические обычаи Дня Мёртвых отражаются в проведении Ярмарки Всех Святых. Это мероприятие стало выражением экономического и культурного развития штата – в это время наблюдается наивысший приток туристов, организуются сельскохозяйственные и животноводческие выставки, коррида, петушиные бои, спортивные мероприятия. В то же время в домах верующих закуриваются ладаны, домашние алтари декорируются белыми скатертями, цветами, сладостями и свечами, устанавливаются декоративные врата, символизирующими присутствие Бога с душами умерших родственников. На алтарях расставляются фотографии усопшего, изображения Христа и Девы Марии Гваделупской.

Моле-де-гуахолоте
День Мёртвых – одна из прекрасных возможностей попробовать блюда кухни Тласкалы, в которой особенно выделяются такие кулинарные творения как эскамоле (муравьиные яйца) и гусеницы из агавы, по сей день готовящиеся по доиспанским рецептам и приводящие в восторг зарубежных туристов. Дополняют список традиционной кухни тлатлапас (суп с фасолью), мишиоте (баранина в мешочке) и всевозможные десерты, сопровождаемые кукурузным атоле и пульке.

Комментарии