На
территории штата Герреро проживают несколько различных коренных групп, исторические,
языковые и культурные особенности которых дали региону особую этнографическую
картину. Здесь соседствуют миштеки, науа, амусги и тлапанеки, сохранившие два
десятка родных языков и древние традиции предков, воплотившиеся в народных
костюмах, ремёслах, танцах и праздниках, восходящих к индейским верованиям,
истокам колониальной эпохи и евангелизации.
В
муниципалитетах Эдуардо-Нери, Леонардо-Браво, Чильпансинго, Чилапа, Мочитлан,
Тистла-де-Герреро, Текоанапа, Сумпанго и Ситлала среди фольклорных традиций
распространён костюмированный танец-спектакль тлаколорерос (tlacoloreros), весёлый и шумный, исполняемый
на День Михаила Архангела 3 мая и посвящённый Тепейоллотлю – «Сердцу гор». В
ацтекской мифологии этот бог являлся в образе ягуара и был покровителем пещер
южных горных земель. Также танец посвящается сельскохозяйственной технологии
выращивания кукурузы, фасоли, агавы, чили, тыкв, слив и гранатов, называемой
тлакололь и заключающейся не только в посадке семян, но и ритуальных просьбах о
дожде, защите от стихийных бедствий и хорошем урожае.
![]() |
Текуани |
Исполнителями
танца являются мужчины, переодетые в куртки и брюки серых оттенков, широкие
жёлто-рыжие шляпы и маски, украшенные искусственными цветами и изображающие
разных персонажей:
Маис;
Сальвадор
– помощник;
Тлаколореро
– сеятель;
Тапачеро,
прикрывающий семена землёй;
Текорралеро,
ответственный за каменные загоны, или корали;
Хитоматеро
– сеятель томатов или растение;
Вентаррон
– ветер, приносящий дождь;
Райо
Секо – молния, предшествующая дождю;
Кольменеро
– собиратель мёда из ульев;
Фрихолеро
– сеятель фасоли или растение;
Чили
Верде – сеятель перцев или растение;
Хокойотильо
– юноша;
Маравилья
– охотничья собака;
Текуани
– ягуар, повреждающий посевы.
Во
время исполнения танца участники делятся на группы и пары, двигаясь под
доиспанскую музыку питеро, небольшой флейты, и бой барабанов с бубнами. Первой
группой руководит Маис, олицетворяющий образ владельца земельных участков,
идущего на охоту на ягуара с ружьём. Ему должен помогать Сальвадор, участвующий
в финальной схватке. Следующие группы представляют сеятели в сопровождении
Маравильи, которая отслеживает Текуани, и явления природы.
Хореографически
танец делится на 11 частей. Во вступлении ягуар двигается между людьми, бегая и
пугая зрителей. Это весёлая часть танца, за которой следуют сцены посева и
приглашения сеятелей на охоту, изображаемые при помощи сапатеадо, крестовых
парных переходов и приседаний. Кульминацией является сражение с ягуаром и
празднование победы.
![]() |
Маска стервятника |
Интересна
и хореография других народных танцев региона. Например, в пляске гачупинов
(gachupín – испанец) сатирически
изображаются колонизаторы Мексики, подчёркивая их привычки: яростное
размахивание разноцветным платком в руках, наличие сигары во рту, ношение
масок, изображающих светлую кожу. Есть в Герреро и танец, описывающий нелёгкую
жизнь рыбаков и их труд, а также танец дьяволов, посвящённый Люциферу и смерти,
и танец стервятников – постановка приношения животных в жертву богам, чтобы
получить милость природы.
Благодаря
непрекращающейся деятельности международного порта Акапулько в музыке Герреро
соединились традиции Мексики, Южной Америки, Испании и азиатских стран и
родились два основных направления: сон и чилена. Сон – один из самых богатых и
универсальных музыкальных жанров с удивительным тематическим и стилевым разнообразием.
Его подвид «артеса» уже существовал во времена наместничества, а начало его
восходит к ритмам чернокожих рабов – в колониальную эпоху невольничьи рынки
были в обычаи на побережье региона. Сначала он представлял ритмичный танец под
звуки арфы и барабана на перевёрнутой барже, закопанной в песок, а позже к нему
присоединились куплеты, похожие на те, что пелись на Огненной Земле в Чили, и
хор певцов, функция которого – давать передышку танцорам.
![]() |
Вольная интерпретация |
В
устном народном творчестве штата есть мифы и сказания о дуэнде, которых
называют чанеке. Жители сельской местности утверждают, что эти сущности обитают
в реках и других водоёмах и имеют функцию очищения воды. Они небольшого роста,
аморфны и могут принимать вид ребёнка или невысокого взрослого. Чанеке очень не
любят, когда кто-то купается в их воде, а также ненавидят громкие звуки в
сумерках, и могут навредить людям, хотя в целом не вмешиваются в их жизнь.
Праздники штата Герреро:
![]() |
Костюм для праздника |
17
января – Сан-Антонио-Абад в Таско;
18
января – Сан-Себастьян и Санта-Приска в Таско;
плавающая
дата – Карнавал;
20
февраля – день рождения последнего ацтекского императора Куаутемока в
Искатеопане;
вторая
неделя марта – Международный фестиваль гитары в Икстапа-Сиуатанехо;
19
марта – Сан-Хосе в Тьерра-Колорада;
предпоследняя
неделя марта – ярмарка кофе в Атояке;
3
мая – Санта-Крус в Крус-Гранде;
15
мая – Сан-Исидоро в Чильпансинго;
13
июня – Сан-Антонио в Чильпансинго;
Фиеста в Акапулько |
15
августа – Успение в Чилапа;
8
сентября – Рождество Богородицы в Таско;
21
сентября – Сан-Матео в Чильпансинго;
1
и 2 ноября – День Всех Святых и День Мёртвых;
9
ноября – Праздник Хумиля в Таско;
15
ноября – Праздник Сомбреро в Тлапеуале;
последняя
неделя ноября – Национальная ярмарка серебра в Таско;
с
15 декабря по 6 января – рождественские праздники в Акапулько.
Комментарии
Отправить комментарий