Фольклор штата Герреро


На территории штата Герреро проживают несколько различных коренных групп, исторические, языковые и культурные особенности которых дали региону особую этнографическую картину. Здесь соседствуют миштеки, науа, амусги и тлапанеки, сохранившие два десятка родных языков и древние традиции предков, воплотившиеся в народных костюмах, ремёслах, танцах и праздниках, восходящих к индейским верованиям, истокам колониальной эпохи и евангелизации.

В муниципалитетах Эдуардо-Нери, Леонардо-Браво, Чильпансинго, Чилапа, Мочитлан, Тистла-де-Герреро, Текоанапа, Сумпанго и Ситлала среди фольклорных традиций распространён костюмированный танец-спектакль тлаколорерос (tlacoloreros), весёлый и шумный, исполняемый на День Михаила Архангела 3 мая и посвящённый Тепейоллотлю – «Сердцу гор». В ацтекской мифологии этот бог являлся в образе ягуара и был покровителем пещер южных горных земель. Также танец посвящается сельскохозяйственной технологии выращивания кукурузы, фасоли, агавы, чили, тыкв, слив и гранатов, называемой тлакололь и заключающейся не только в посадке семян, но и ритуальных просьбах о дожде, защите от стихийных бедствий и хорошем урожае.

Мексиканский танец

Текуани

Исполнителями танца являются мужчины, переодетые в куртки и брюки серых оттенков, широкие жёлто-рыжие шляпы и маски, украшенные искусственными цветами и изображающие разных персонажей:
Маис;
Сальвадор – помощник;
Тлаколореро – сеятель;
Тапачеро, прикрывающий семена землёй;
Текорралеро, ответственный за каменные загоны, или корали;
Хитоматеро – сеятель томатов или растение;
Вентаррон – ветер, приносящий дождь;
Райо Секо – молния, предшествующая дождю;
Кольменеро – собиратель мёда из ульев;
Фрихолеро – сеятель фасоли или растение;
Чили Верде – сеятель перцев или растение;
Хокойотильо – юноша;
Маравилья – охотничья собака;
Текуани – ягуар, повреждающий посевы.

Во время исполнения танца участники делятся на группы и пары, двигаясь под доиспанскую музыку питеро, небольшой флейты, и бой барабанов с бубнами. Первой группой руководит Маис, олицетворяющий образ владельца земельных участков, идущего на охоту на ягуара с ружьём. Ему должен помогать Сальвадор, участвующий в финальной схватке. Следующие группы представляют сеятели в сопровождении Маравильи, которая отслеживает Текуани, и явления природы.

Хореографически танец делится на 11 частей. Во вступлении ягуар двигается между людьми, бегая и пугая зрителей. Это весёлая часть танца, за которой следуют сцены посева и приглашения сеятелей на охоту, изображаемые при помощи сапатеадо, крестовых парных переходов и приседаний. Кульминацией является сражение с ягуаром и празднование победы.

Мексиканский танец

Маска стервятника

Интересна и хореография других народных танцев региона. Например, в пляске гачупинов (gachupín – испанец) сатирически изображаются колонизаторы Мексики, подчёркивая их привычки: яростное размахивание разноцветным платком в руках, наличие сигары во рту, ношение масок, изображающих светлую кожу. Есть в Герреро и танец, описывающий нелёгкую жизнь рыбаков и их труд, а также танец дьяволов, посвящённый Люциферу и смерти, и танец стервятников – постановка приношения животных в жертву богам, чтобы получить милость природы.

Благодаря непрекращающейся деятельности международного порта Акапулько в музыке Герреро соединились традиции Мексики, Южной Америки, Испании и азиатских стран и родились два основных направления: сон и чилена. Сон – один из самых богатых и универсальных музыкальных жанров с удивительным тематическим и стилевым разнообразием. Его подвид «артеса» уже существовал во времена наместничества, а начало его восходит к ритмам чернокожих рабов – в колониальную эпоху невольничьи рынки были в обычаи на побережье региона. Сначала он представлял ритмичный танец под звуки арфы и барабана на перевёрнутой барже, закопанной в песок, а позже к нему присоединились куплеты, похожие на те, что пелись на Огненной Земле в Чили, и хор певцов, функция которого – давать передышку танцорам.

Мексиканские легенды

Вольная интерпретация
сказания о чанеке

В устном народном творчестве штата есть мифы и сказания о дуэнде, которых называют чанеке. Жители сельской местности утверждают, что эти сущности обитают в реках и других водоёмах и имеют функцию очищения воды. Они небольшого роста, аморфны и могут принимать вид ребёнка или невысокого взрослого. Чанеке очень не любят, когда кто-то купается в их воде, а также ненавидят громкие звуки в сумерках, и могут навредить людям, хотя в целом не вмешиваются в их жизнь.

Праздники штата Герреро:


Мексиканские праздники

Костюм для праздника
Санта-Крус

17 января – Сан-Антонио-Абад в Таско;
18 января – Сан-Себастьян и Санта-Приска в Таско;
плавающая дата – Карнавал;
20 февраля – день рождения последнего ацтекского императора Куаутемока в Искатеопане;
вторая неделя марта – Международный фестиваль гитары в Икстапа-Сиуатанехо;
19 марта – Сан-Хосе в Тьерра-Колорада;
предпоследняя неделя марта – ярмарка кофе в Атояке;
3 мая – Санта-Крус в Крус-Гранде;
15 мая – Сан-Исидоро в Чильпансинго;
13 июня – Сан-Антонио в Чильпансинго;

Мексиканские праздники

Фиеста в Акапулько

15 августа – Успение в Чилапа;
8 сентября – Рождество Богородицы в Таско;
21 сентября – Сан-Матео в Чильпансинго;
1 и 2 ноября – День Всех Святых и День Мёртвых;
9 ноября – Праздник Хумиля в Таско;
15 ноября – Праздник Сомбреро в Тлапеуале;
последняя неделя ноября – Национальная ярмарка серебра в Таско;
с 15 декабря по 6 января – рождественские праздники в Акапулько.

Комментарии