Фольклор штата Мичоакан


Штат Мичоакан, соседствующий с Колимой, Халиско, Гуанахуато и Керетаро, занимает особое место среди мексиканских туристических направлений не только благодаря природной красоте, курортам, пляжам и архитектуре колониальных городов. Весомое значение в культуре региона имеет сохранение нематериального наследия, выраженного в традициях проведения целого ряда фестивалей и религиозных праздников, и среди народных обычаев, вне всякого сомнения, Танец Старичков (Danza de los Viejitos) является самым ярким.

Мексиканский танец маленьких старичков
История танца маленьких старичков восходит к доиспанской эпохе, его прототипом были ритуальные танцы в честь бога огня, исполняемые народом пурепеча, коренным населением области Пацкуаро, Харакуаро и острова Ханицио – одного из самых посещаемых туристами мест в Мичоакане, насыщенным археологическими, рекреационными и историческими достопримечательностями. Танец исполняют четверо мужчин, одетых в региональные костюмы пурепеча, включающих белые штаны и рубашку, покрытые разноцветными пончо. В качестве обуви выбираются сандалии с деревянной подошвой для акцентирования отбиваемых ногами ритмов. Костюмы дополняют деревянные, тростниковые или бумажные маски, изображающие улыбающиеся старческие лица, искусственные седые локоны, шляпы с цветными лентами и трости.

Мексиканский танец маленьких старичков
Особенность танца заключается в юмористической подоплёке: танцоры изображают старческие немощи, падения, сутулость и шаркающую походку, но, тем не менее, эти старички могут похвастаться молодыми жизненными силами, подчёркнутыми интенсивным ритмом сапатеадо, или перестука деревянных подошв. Руководит танцем пара, герои которой именуются Верипити и Марингиа, старая женщина с седыми волосами. Другие участники называются «уродцами», их функция заключается в насмешках над четырьмя старичками и провокации зрителей. Сопровождают танцоров скрипачи и гитаристы, исполняющие народные ритмичные композиции.

В штате Мичоакан существует несколько интерпретаций танца маленьких старичков, так, например, некоторые из них посвящены дурным поступкам испанских колонизаторов и зазнайству аристократов, другие связаны с событиями Рождества Христова. Традиция танца настолько укоренилась, что среди коренных жителей селений вокруг озера Пацкуаро можно найти детей-исполнителей, которые с малолетства учат движения за счёт подражания родителям во время своих игр. Выразительная танцевальная символика заслужила международное признание, и многие мексиканские фольклорные коллективы включают танец в программы мировых турне.

Кроме описанного танца в Мичоакане распространено множество других народных плясок, отражающих региональную культуру. Например, Танец Тумбис (Danza de Tubmis) в Ичупио представляет рыболовный промысел района – его исполняют молодые мужчины, изображающие рыбаков, а также женщины, играющие роль приходящих на берег жён. Лос-Панадерос (Los Panaderos) является чтением зазывающих к весёлым танцам куплетов, которое было запрещено миссионерами колониального периода как подстрекательство к разврату, а Лос-Пукес (Los Pukes) – представлением драки между юношами, носящими маски демонов с рогами.

Индейские легенды в Мексике

Пурепеча. Экспонат
а Антропологическом музее
города Мехико

Штат Мичоакан является родиной многих индейских культур. Миграционные потоки, проходившие по этой земле, составляли пурепечи, ацтеки, текос, отоми и некоторые другие. Это были народы, относившиеся к разным языковым семьям, порой враждовавшие между собой, благодаря чему испанские завоеватели достаточно легко их покорили. Новая испанская культура смешалась с древнейшими традициями многих поколений индейцев, дав миру памятники ЮНЕСКО, шедевры колониальной архитектуры и богатейшее фольклорное наследие.

Мексиканские легенды

Сирауэн

В центре штата, в 20 км от Пацкуаро располагается селение Сирауэн на берегу одноименного озера. Лагуна, занимающая самое сердце плато, где селились пурепечи, очень красива и окружена инфраструктурой отдыха и развлечений. Название озера можно перевести как «зеркало богов», и с ним связана одна из красивых индейских легенд. Говорят, что после падения Теночтитлана среди только что прибывших испанцев был некий молодой капитан, который влюбился в прекрасную дочь вождя пурепеч Тангаксоана – принцессу Эрендиру. Капитан украл девушку и спрятал её в красивой долине, защищённой горами. Девушка рыдала и умоляла своих богов спасти её. Боги дня и ночи, Хуриата и Харатанга, сжалились над принцессой и превратили слёзы в озеро, а её саму – в сирену, дав рыбий хвост. Местные жители утверждают, что до сих пор в лунную ночь принцесса Эрендира выходит на поверхность водной глади, чтобы очаровать и погубить мужчин с жестоким сердцем.

Климат Мичоакана можно охарактеризовать как умеренный средней влажности с низким количеством осадков в зимний период. В штате сохранилась легенда о том, как дождь покинул эти земли. Долгое время в Мичоакане жил юноша, который мечтал жениться. Его престарелая мать очень беспокоилась, что после её смерти некому будет заботиться о сыне. Так и случилось, у юноши не осталось никого из родственников, и он переселился на вершину холма, где посадил кукурузу. Никто не навещал молодого человека, но когда кукуруза выросла, он с горечью обнаружил, что зерно украдено. Тогда он решил выследить вора, но ему мешал туман и дождь. И всё-таки в один прекрасный день юноша увидел красивую девушку на своём поле, срезавшую хлеб. Закричал он: «Кто ты такая, чтоб воровать мою кукурузу?! Прекрати сейчас же!» И ответила девушка: «Я – та, которая помогала тебе взращивать эти нивы, я – дождь, орошавший этот холм». С этого момента юноша и дождь очень сдружились, а вскоре полюбили друг друга и вступили в брак. Дождь дал своему незадачливому супругу дойных коров и богатый урожай зерна. Богатство вскружило голову юноше, он стал каждый день напиваться в таверне и дарить подарки женщинам. Дождь очень рассердился на мужа и ушёл. Долго горевал юноша, забыл свои весёлые дни в тавернах, но, несмотря на положительное поведение, дождь к нему не вернулся.

Индейские легенды
Индейский народ Мексики

Ремесленница
пурепеча

Бабушки пурепеча рассказывают, что давным-давно Луна и Солнце были женаты и очень счастливы в семейном союзе на небесных высотах. Но только однажды на небосклоне появилась Венера, изменившая счастье пары. Однажды Луна вернулась домой и застала Солнце беседовавшим с Венерой – красивой звездой с длинными волнистыми волосами. Ревнивая Луна обвинила супруга в заигрываниях с чужой девушкой. Долго бросались он взаимными оскорблениями, и более сильное Солнце ударило Луну – так появились на её лике тёмные пятна, которые мы можем видеть с Земли. Лeна ушла, и с этих пор супруги больше не разговаривали между собой – так разделились день и ночь. Иногда они всё же встречаются – в такие дни наблюдаются затмения. Когда встречи заканчиваются, Луна плачет серебряными слезами. Серебро собирают женщины пурепеча и делают красивые серьги в виде лунного серпа с капельками слёз.

Основные праздники и фиесты штата Мичоакан:


1 января – Новый Год,
6 января – Рейес-Магос,
конец января – Господь Милосердия в Эронгрикуаро,
вторая неделя февраля – Господь Спасения в Цинцунцане,
в феврале через 8 дней после праздника Господа Спасения – Карнавал,
8 марта – Международный женский день,
плавающие даты в апреле – Семана-Санта, Пасха,
1 мая – День Трудящихся,
в июне через 60 дней после Пасхи – Корпус-Кристи, Праздник Тела и Крови Христа,
24 июня – Сан-Хуан-Баутиста, Рождество Иоанна Крестителя,
первое воскресенье июля – Праздник Крови Христовой в Кироге,
7-16 июля – Пресвятая Богородица Кармен в Тлальпухауа,
25 июля – Сантьяго-Апостол,
Мексиканские праздники

Праздничная процессия
Вознесения Девы Марии

15 августа – Вознесение Девы Марии,
8 сентября – Рождество Богородицы,
10 сентября – Сан-Николас,
4 октября – Сан-Франсиско,
16 октября – Сеньор-де-Капачо,
28 октября – Сан-Симон,
1-2 ноября – День Мёртвых,
8 декабря – Богоматерь Здоровья в Пацкуаро,
24 декабря – Ночебуэна,
25 декабря – Рождество Христово,
31 декабря – Ночевьеха.

Комментарии