Штат
Мичоакан, соседствующий с Колимой, Халиско, Гуанахуато и Керетаро, занимает
особое место среди мексиканских туристических направлений не только благодаря
природной красоте, курортам, пляжам и архитектуре колониальных городов. Весомое
значение в культуре региона имеет сохранение нематериального наследия,
выраженного в традициях проведения целого ряда фестивалей и религиозных
праздников, и среди народных обычаев, вне всякого сомнения, Танец
Старичков (Danza de los Viejitos) является самым ярким.
История
танца маленьких старичков восходит к доиспанской эпохе, его прототипом были
ритуальные танцы в честь бога огня, исполняемые народом пурепеча, коренным
населением области Пацкуаро, Харакуаро и острова Ханицио – одного из самых
посещаемых туристами мест в Мичоакане, насыщенным археологическими,
рекреационными и историческими достопримечательностями. Танец исполняют четверо
мужчин, одетых в региональные костюмы пурепеча, включающих белые штаны и
рубашку, покрытые разноцветными пончо. В качестве обуви выбираются сандалии с
деревянной подошвой для акцентирования отбиваемых ногами ритмов. Костюмы
дополняют деревянные, тростниковые или бумажные маски, изображающие улыбающиеся
старческие лица, искусственные седые локоны, шляпы с цветными лентами и трости.
Особенность
танца заключается в юмористической подоплёке: танцоры изображают старческие
немощи, падения, сутулость и шаркающую походку, но, тем не менее, эти старички
могут похвастаться молодыми жизненными силами, подчёркнутыми интенсивным ритмом
сапатеадо, или перестука деревянных подошв. Руководит танцем пара, герои
которой именуются Верипити и Марингиа, старая женщина с седыми волосами. Другие
участники называются «уродцами», их функция заключается в насмешках над
четырьмя старичками и провокации зрителей. Сопровождают танцоров скрипачи и
гитаристы, исполняющие народные ритмичные композиции.
В
штате Мичоакан существует несколько интерпретаций танца маленьких старичков,
так, например, некоторые из них посвящены дурным поступкам испанских
колонизаторов и зазнайству аристократов, другие связаны с событиями Рождества
Христова. Традиция танца настолько укоренилась, что среди коренных жителей
селений вокруг озера Пацкуаро можно найти детей-исполнителей, которые с малолетства
учат движения за счёт подражания родителям во время своих игр. Выразительная
танцевальная символика заслужила международное признание, и многие мексиканские
фольклорные коллективы включают танец в программы мировых турне.
Кроме
описанного танца в Мичоакане распространено множество других народных плясок,
отражающих региональную культуру. Например, Танец Тумбис (Danza de Tubmis) в Ичупио представляет рыболовный
промысел района – его исполняют молодые мужчины, изображающие рыбаков, а также
женщины, играющие роль приходящих на берег жён. Лос-Панадерос (Los Panaderos) является чтением зазывающих к весёлым
танцам куплетов, которое было запрещено миссионерами колониального периода как
подстрекательство к разврату, а Лос-Пукес (Los Pukes) – представлением драки между юношами,
носящими маски демонов с рогами.
![]() |
Пурепеча. Экспонат |
Штат
Мичоакан является родиной многих индейских культур. Миграционные потоки,
проходившие по этой земле, составляли пурепечи, ацтеки, текос, отоми и
некоторые другие. Это были народы, относившиеся к разным языковым семьям, порой
враждовавшие между собой, благодаря чему испанские завоеватели достаточно легко
их покорили. Новая испанская культура смешалась с древнейшими традициями многих
поколений индейцев, дав миру памятники ЮНЕСКО, шедевры колониальной архитектуры
и богатейшее фольклорное наследие.
![]() |
Сирауэн |
В
центре штата, в 20 км от Пацкуаро располагается селение Сирауэн на берегу
одноименного озера. Лагуна, занимающая самое сердце плато, где селились
пурепечи, очень красива и окружена инфраструктурой отдыха и развлечений.
Название озера можно перевести как «зеркало богов», и с ним связана одна из
красивых индейских легенд. Говорят, что после падения Теночтитлана среди только
что прибывших испанцев был некий молодой капитан, который влюбился в прекрасную
дочь вождя пурепеч Тангаксоана – принцессу Эрендиру. Капитан украл девушку и
спрятал её в красивой долине, защищённой горами. Девушка рыдала и умоляла своих
богов спасти её. Боги дня и ночи, Хуриата и Харатанга, сжалились над принцессой
и превратили слёзы в озеро, а её саму – в сирену, дав рыбий хвост. Местные
жители утверждают, что до сих пор в лунную ночь принцесса Эрендира выходит на
поверхность водной глади, чтобы очаровать и погубить мужчин с жестоким сердцем.
Климат
Мичоакана можно охарактеризовать как умеренный средней влажности с низким
количеством осадков в зимний период. В штате сохранилась легенда о том, как
дождь покинул эти земли. Долгое время в Мичоакане жил юноша, который мечтал
жениться. Его престарелая мать очень беспокоилась, что после её смерти некому
будет заботиться о сыне. Так и случилось, у юноши не осталось никого из
родственников, и он переселился на вершину холма, где посадил кукурузу. Никто
не навещал молодого человека, но когда кукуруза выросла, он с горечью
обнаружил, что зерно украдено. Тогда он решил выследить вора, но ему мешал
туман и дождь. И всё-таки в один прекрасный день юноша увидел красивую девушку
на своём поле, срезавшую хлеб. Закричал он: «Кто ты такая, чтоб воровать мою
кукурузу?! Прекрати сейчас же!» И ответила девушка: «Я – та, которая помогала
тебе взращивать эти нивы, я – дождь, орошавший этот холм». С этого момента
юноша и дождь очень сдружились, а вскоре полюбили друг друга и вступили в брак.
Дождь дал своему незадачливому супругу дойных коров и богатый урожай зерна.
Богатство вскружило голову юноше, он стал каждый день напиваться в таверне и
дарить подарки женщинам. Дождь очень рассердился на мужа и ушёл. Долго горевал
юноша, забыл свои весёлые дни в тавернах, но, несмотря на положительное
поведение, дождь к нему не вернулся.
![]() |
Ремесленница |
Бабушки
пурепеча рассказывают, что давным-давно Луна и Солнце были женаты и очень
счастливы в семейном союзе на небесных высотах. Но только однажды на небосклоне
появилась Венера, изменившая счастье пары. Однажды Луна вернулась домой и
застала Солнце беседовавшим с Венерой – красивой звездой с длинными волнистыми
волосами. Ревнивая Луна обвинила супруга в заигрываниях с чужой девушкой. Долго
бросались он взаимными оскорблениями, и более сильное Солнце ударило Луну – так
появились на её лике тёмные пятна, которые мы можем видеть с Земли. Лeна ушла, и с этих пор супруги больше не
разговаривали между собой – так разделились день и ночь. Иногда они всё же
встречаются – в такие дни наблюдаются затмения. Когда встречи заканчиваются,
Луна плачет серебряными слезами. Серебро собирают женщины пурепеча и делают
красивые серьги в виде лунного серпа с капельками слёз.
Основные праздники и фиесты штата Мичоакан:
1
января – Новый Год,
6
января – Рейес-Магос,
конец
января – Господь Милосердия в Эронгрикуаро,
вторая
неделя февраля – Господь Спасения в Цинцунцане,
в
феврале через 8 дней после праздника Господа Спасения – Карнавал,
8
марта – Международный женский день,
плавающие
даты в апреле – Семана-Санта, Пасха,
1
мая – День Трудящихся,
в
июне через 60 дней после Пасхи – Корпус-Кристи, Праздник Тела и Крови Христа,
24
июня – Сан-Хуан-Баутиста, Рождество Иоанна Крестителя,
первое
воскресенье июля – Праздник Крови Христовой в Кироге,
7-16
июля – Пресвятая Богородица Кармен в Тлальпухауа,
25
июля – Сантьяго-Апостол,
![]() |
Праздничная процессия |
15 августа – Вознесение Девы
Марии,
8 сентября – Рождество Богородицы,
10 сентября – Сан-Николас,
4 октября – Сан-Франсиско,
16 октября – Сеньор-де-Капачо,
28 октября – Сан-Симон,
1-2 ноября – День Мёртвых,
8 декабря – Богоматерь Здоровья в
Пацкуаро,
24 декабря – Ночебуэна,
25 декабря – Рождество Христово,
31 декабря – Ночевьеха.
Комментарии
Отправить комментарий